Сказкотерапия – исцеляющий метод работы с поведенческими проблемами детей

  • Сказкотерапия – исцеляющий метод работы с поведенческими проблемами детей
В этой статье вы узнаете:
  • Сказка как эффективный метод воспитания,
  • Почему важна работа как с ребенком, так и с родителями,
  • Терапевтическая сказка для решения проблемы детского воровства.

Эта статья не только для сказкотерапевтов, арт-терапевтов, педагогов, но и для самых смелых родителей. Почему только для смелых? Потому что не каждый родитель готов услышать, что поведенческие проблемы детей должны решаться совместно. Что роль родителя не только в строгости и контроле выполнения назначений психолога или арт-терапевта, а еще и в участии. А самый высший пилотаж родительства это разделение ответственности с ребенком и принятие личной ответственности за ситуацию, желание понимать, почему возникает именно эта поведенческие проблема ребенка.

Благо, мы сейчас наблюдаем стремительное развитие духовного уровня родителско-детских отношений и приглашаем читателя в знакомство с построением терапевтической сказки.

Сказка один из древнейших убедительных инструментов, которые способны закладывать привычки, формировать отношение к чему-либо или кому-либо. Именно поэтому мы используем сказкотерапию как эффективную методику.

Специалист знает, как незаметно обрамить сказку метафорами, которые будут иметь действие на ребенка. А еще в сказку закладываются именно те обороты, которые актуальную для данной ситуации, семьи или ребенка, с учетом образа жизни и предпочтений участников. Таким образом мастер-сказкотерапевт заинтересует читателя и откроет его сердце и сознание для восприятия.

Сказка как эффективный метод воспитания

Представьте ситуацию, когда в школе тебя, провинившегося ребенка, выводят к доске или на линейке перед всей школой начинают стыдить и осуждать. Это ужасная крайность, которая также используется и в некоторых семьях. Такой метод зачастую формирует новые проблемы. Что же делать в контексте воспитания, если не применять радикальные методы, ведь разобраться в негативном поведении надо? Как же будет тогда работать сказка?

При написании сказки для работы с поведенческими проблемами детей, главная задача автора в том, чтобы вызвать у читателя чувство сожаления о совершенном поступке и сострадание к герою, по отношению к которому совершались негативное действие. Дальше сказка вдохновляет и побуждает к действиям, которые сначала уменьшают количество плохих поступков у героя. После сказка выводит героя на новый уровень, где он уже совершает противоположные действия, хорошие, то есть закладывает новые программы в его подсознании, в подсознании ребенка, который себя отожествляет с героем.

Концовка сказки пишется в медитативной форме, как мягкое послание, в котором звучит подтверждение новых прекрасных добрых качеств героя.

Благодаря этому алгоритму специалист мягко выводит клиента из негативных программ в позитивные и приучает к мышлению, которое направлено на изменение качеств жизни, касающихся не только данного запроса, а и как пример действий со всеми негативными ситуациями, связанными с поведенческими проблемами в семье. И дальше, сталкиваясь с подобной задачей, читатель уже сам, опираясь на имеющийся опыт, особенно если сказка нравится, способен решить ее легче и, вполне возможно, самостоятельно или с поддержкой семьи.

Тут будет размещена реклама

Работа сказкотерапевта с родителями

Есть еще одна важная задача для мудрого сказкотерапевта: мягко, очень метафорично и ненавязчиво поработать с родителем (или родителями). О чем это? Психологи знают, что сигналы негативного поведения детей в семье направлены в первую очередь на родителей или родителя, как указатель его слабого места. И не всегда это прямое указание на ту же проблему.

Например, если ребенок ворует у одноклассников какие-то красивые вещички, игрушки или еду, это совершенно не значит, что родители так же способны на воровство вещей или в семье голодают дети. (Хотя не исключено). Поработав с семьей, чаще всего может выясниться, что родитель ворует пространство или время, врываясь в территорию и чувства детей. И как результат этого исследования, сказкотерапевт дает маме рекомендацию вырабатывать мягкую речь в семье. Подобная ситуация с вечной излишней занятостью родителей, когда своей негативной формой поведения ребенок просто привлекает внимание, используя самые, по его ощущению, неприемлимые для родителей негативные способы воздействия.

Для начала это спокойное чтение сказки. Чаще всего перед сном, мягко, средним темпом. Обязательно без обсуждений сказки. Это правило важно соблюдать, дабы не вводить в посыл автора своих обычных программ, которые могут обесценить результат работы сказкотерапевта или еще хуже, привести опять к реакции ребенка, в результате которой он вернется к тем же или еще более сильным, негативным действиям.

Как это на примере. Возьмем простую историю, например, как Зайка поцарапала Кошечку и они поссорились. Автор работает через сожаление слушателя, дабы поселить в нем сострадание и желание что-то поменять. Но, если после прочтения подключить обсуждение, в котором чаще всего включаются обычные привычки родителя, когда он скажет или подыграет словам о том, что Кошечка сама виновата, внесет свою трактовку поседения героев&hellip, И вся работа на смарку. Мало того, что такой или подобной формой обсуждения терапевтической сказки мы формируем у детей привычку обесценивать, оправдываться, не уважать и лелеять гордыню. В результате сами же потом страдаем от колеблющейся, как маятник, самооценки ребенка, раздражительности, агрессивности и страха.

Мудрость родителя заключается в том, чтобы выбрать специалиста, с которым он дойдет в этой работе до конца, которому доверяет. А мудрость сказкотерапевта полагает умение донести родителю на понятном ему языке важность, ценность этой совместной работы и на какой результат направлены эти все действия.

Почему тут важен акцент на результат? Потому что родитель часто приходит к специалисту с целью получить быстрое облегчение, решение проблемы. Он уже, как правило, к моменту обращения к специалисту, так устал от данной проблемы, что желание одно поскорее от нее избавиться. И самое главное переживание это то, чтобы никто не узнал о данной проблеме, чтобы избежать позора.

Хорошо, если вы попадаете к специалисту пораньше. Ведь за стадией неприятия проблемы стоит потом самооправдание или обвинение. А с такими привычками работать уже намного сложнее. Но все возможно.

Родительская вера и любовь в сочетании с профессионализмом и мудростью сказкотерапевта способны совершать чудеса. Я желаю, чтоб в вашем окружении были только счастливые семьи, и родительские сердца были наполнены верой и гордостью за своих детей!

Вашему вниманию пример сказки для работы с поведенческой проблемой ребенка воровством. Также в сказке зашифрованы метафоры и предикаты, отражающие попутные поведенческие проблемы ребенка.

Сказка для работы с проблемой детского воровства

СКАЗКА ПРО РЕЧЕНЬКУ

Где-то дальняя страна

Там высокая гора

На горе стоит сосна,

А над ней висит Луна.

Луна светит на нору,

Что в сосновом том бору.

Там бурундучок живет

И орешки все грызет.

А орешки не простые,

В них есть сказки удалые.

Один орешек покатился

И о камушек разбился.

И оттуда на порог

Выпал ниточек клубок.

Выкатился из норы,

А потом уже с горы.

И волшебный тот клубочек

Так катился дни и ночи.

С нашей крыши по трубе

Прикатился он к тебе.

Закрывай скорее глазки.

Он поведает нам сказку&hellip,

Далеко-далеко, за широкими морями, за цветущими садами, у подножья высокой горы жила-была речечка. И называлась она очень нежно и красиво Ладушка. И были у нее друзья: Яркое Солнышко и Ласковый Дождик. Они называли реченьку Ладой.

Когда дождик поливал луга возле Ладушки, водички в ней становилось больше, течение сильнее, речка вырастала. Яркое Солнышко давало ей столько света и радости, что она начинала резвиться, плескаться об камни, пританцовывала и извивалась, как настоящая гимнастка. В такие моменты Лаушка даже напевала, легонько раскачивая волны. Это красивое пение услышал Ветерок. Он прилетел к ней поиграть. Но Ладушка не умела играть с Ветром. Он ей показался грубым и злым.

Реченька обиделась и не стала с ним играть. Ветер тоже обиделся и больше не прилетал к речке.

К Ладушке стала приходить играть Жара. Она тоже не дружит с Ветерком. Все цветы и травы стали засыхать, реченьке становилось грустно. Солнышко уже не радовало ее. А когда она походила поближе к Дождику, обиженный Ветерок отгонял тучки подальше. Речка обижалась на них, они на речку.

Подумаешь! Мне и без вас хорошо! крикнула она в след обидчикам.

Однажды утром, заигравшись, Лада кинула взгляд на долину и увидела бело- розовые цветы. Это были прекрасные розы.

О, какие красивые! подумала она. Я хочу с ними поиграть! И, подумав это, речка набралась сил и размыла сильнее свои берега и вымыла кустик Роз из земли и понесла его течением, подкидывая его высоко вверх и резвясь.

А тем временем Солнышко наблюдало, как пришел Гном, ухаживающий за Розами, и горько заплакал над пропажей. Это была его любимая Роза. Гном вообще никогда не скрывал и не срезал цветов. Когда он хотел их кому-либо подарить, он бережно пересаживал кустики в корзинку. Гном не мог понять, кто мог забрать его прекрасные цветы. Ничьих следов не было видно.

Но Солнышко то все видит!

А Ладушка тем временем, наигравшись с Розами, забыла о них.

Она увидела на берегу красивую корзинку с ароматными яблоками. Не раздумывая, подхватила ее своей быстрой волной и унесла быстрым течением.

Вскоре прибежали Зайчата. Это были их яблоки. Они не понимали, кто мог их забрать. Но тучки все увидели и рассказали Дождику.

Солнышко и Дождик больше не играли с Речечкой. Они стали играть с Ветром, Облаками, рисуя на небе красивую радугу.

Лада видела это и злилась. Ей было так обидно, что эта красивая радуга так далеко. Ей так сильно хотелось поиграть с ними, примерить на себя эту разноцветную радугу. Но как только она пыталась заговорить с ними, все как будто сговорились, отказываясь с ней играть.

И Реченька, заливаясь слезами, то падала водопадами, то разливалась из берегов.

А однажды Ладушка поняла, что заболела. Вода ее стала плесневеть, плохо пахла.Дождик ее больше не поливал, ветер не остужал. Только Солнышко иногда приходило погреть.

Ладушка совсем ослабевала. Ее тихое течение приплыло к самому синему морю. И там она увидела больших прекрасных существ. Это были Дельфины. Речка набралась смелости и позвала их нежным журчанием. Дельфины подошли поближе, но, услышав плохой запах от воды в реке, развернулись и уплыли. Совсем горько расплакалась речечка.

И к ней выплыл Старый добрый Сом, который жил в глубине реки.

Не плачь, проговорили он, тебе нужно еще подрасти, чтобы играть с дельфинами. Они могут плавать только в глубоких чистых водах.

Сначала речка плакала и капризничала, что не хочет ждать так долго. Но потом Мудрый Сом открыл ей тайну: когда маленькая речка берет то, до чего она еще не выросла, что ей еще рано иметь, ее вода становится мутной и гнилой. И вместо того, чтоб вырасти, она рискует превратиться в болото для Жаб.

Что же делать, Мудрый Сом? испуганно спросила Ладушка.

Следи за тем, что берешь в свою воду, никогда не бери чужого.

Но как же мне очистить мою воду? сквозь слезы спросила речка.

Не горюй, я помогу тебе, ответил Сом и позвал на помощь всех Лекарей-Рыб.

Долго они чистили Реченьку.

Ладушка позвала всех друзей и попросила у них прощения. Она помогала поливать цветущие Розы Гному, и они вместе любовались ими и вдыхали их чудесный аромат. И все друзья, видя это, обрадовались и начали снова играть все вместе. И однажды над самым берегом реки Ладушки они нарисовали на небе самую прекрасную в мире радугу! Ладушке стало так приятно и весело, что захотелось танцевать. И она танцевала для друзей на красивом лугу, как будто на сцене, а они аплодировали ей. И, танцуя, она мечтала о том, что будет вместе с Дождиком поливать прекрасный сад, где растут розы и яблоки, и будет любоваться ими.

А по ночам ей снился сон, как она, плескаясь красивыми волнами, совсем взрослая, играет с дельфинами&hellip, А на небе, на облачке, сидел добрый Ангел, смотрел на Ладушку и радовался тому, какая она Мудрая Девочка. И посылал ей самые красивые сны...

Сытник Наталия творческий мастер центра Территория Реальной Жизни, консультирующий семейный арт-терапквт, развивающий тренер.Запись на индивидуальные консультации и групповые занятия по тел. 063-157-99-39 или на сайте ( ссылочку на сайт ТРЖ)



Наталия Сытник
Мастер центра духовного развития 'Територия Реальной Жизни', семейный арт-терапевт, писатель-сказкотерапевт


28.08.2020 00:00:00
0
193

Коментарі:

Увага: HTML символи заборонені!
Замовити зворотнй дзвінок


© Интернет-магазин «Колесо Жизни»
Платіжні системи: