Неошаманизм: многоликость городского шаманизма

  • Неошаманизм: многоликость городского шаманизма
В этой статье вы узнаете:
  • Неошаманы какие они,
  • Почему шаман обязательно должен уметь погружаться в контролируемый транс,
  • Чем представители нового шаманизма отличаются от избранников духов аутентичной традиции,
  • Какие виды городского шаманизма распространены сегодня.

Однажды мне посчастливилось познакомиться с шаманом, пообщаться, услышать понятные ответы на свои вопросы. До той встречи казалось, что повстречать в большом городе настоящих проводников между миром людей и миром духов так же трудно, как, например, домовых или инопланетных пришельцев. До той встречи казалось, избранники духов одеваются лишь в специфические костюмы с бахромой и колокольчиками, а не в простолюдинские джинсы и футболку. До той встречи казалось, древо шаманизма ветвится только множеством аутентичных традиций, но узнала, что оно имеет второй ствол его называют городским шаманизмом, или базовым, или неошаманизмом. Именно его адептом был мой необычный новый знакомый из Тувы.

Неошаман, открой личико!

Они носят современную одежду, уверенно пользуются интернетом, живут в мегаполисах и много колесят по другим городам. Внешне они ничем не выделяются, но обладают суперсилой, которая отличает от обычных людей неошаманы, как и представители традиционного культа, умеют входить в контролируемый транс.

Трансовое состояние главная характеристика камлания всех времен и народов. Отличаются лишь техники вхождения в этот особый экстаз, как его назвал ученый-исследователь Мирча Элиаде, выделивший наиболее популярные инструменты шаманов:

  • длительное уединение,
  • голодание,
  • суровые физические испытания,
  • употребление натуральных галлюциногенов,
  • сосредоточенное внимание на отдельных движущихся объектах,
  • ритмичные монотонные звуки (бой бубна, например) и танцевальные движения под них, благодаря чему в такт позванивают колокольчики и другие подвески на одежде.

В древней традиции считается, что такие практики позволяют отпугнуть злых духов, призвать духов-помощников, совершить шаманское путешествие&hellip, Однако по словам этнолога и антрополога Валентины Харитоновой, которая является руководителем Центра медицинской антропологии ИЭА РАН и членом полевой комиссии Фонда шаманских исследований, главная их цель облегчить себе и другим достижение измененного состояния сознания. В частности, эффективно действует ритм бубна, близкий к частоте биения сердца плода в утробе это 170-200 ударов в минуту. Также физиология высшей нервной деятельности показывает, что действия, предшествующие камланию и сопровождающие его, вызывают частичное торможение в тех отделах головного мозга, что отвечают за выполнение высших психических функций человека, из-за чего возникает состояние близкое гипнотическому.

Как ни странно, но именно состояние отрешенности от реальности помогает избавиться от проблем реальности. Этот секрет разведали еще древние шаманы, но в отличие от современных практиков, они были более скрытными, ограждались множеством табу и, как по культовым канонам, так и из соображений безопасности, прикрывали лицо маской или шапкой с густой бахромой. Сегодняшние мастера камлания все больше открывают лицо шаманизма, да и свое не скрывают.

Найди 10 отличий

В чем же еще принципиальная разница между аутентичными шаманами и новыми, городскими?

Собственно, в месте постоянного обитания. Первые издревле живут ближе к природе, поскольку получают знания от духов местности и черпают энергию в местах силы, по этой же причине они крайне редко путешествуют, а еще потому, что их путь, их призвание максимально помогать своему роду, племени, деревне. К тому же, если обратим внимание на постсоветское пространство, многих избранников духов загнали в глушь сталинские гонения, лишь в густых лесах, вдали от цивилизации они могли проводить свои камлания. Вот откуда взялся ярлык, что шаман это отшельник, живущий где-нибудь в горах или в тайге, и найти его не каждому под силу.

Традиционный шаманизм не искоренили ни политические, ни атеистические, ни религиозные противостояния. Более того, параллельно с ним потянулся к солнцу новый шаманизм, развиваться которому посчастливилось в более благоприятном микроклимате. Поэтому, как мы уже упомянули, его адепты не скрывают лица (а наоборот прибегают к рекламе, пиару), вполне спокойно живут в железобетонных джунглях и могут часто менять города и страны.

Мы не будем методично выискивать десяток отличий, но на еще одном ключевом остановимся. В большинстве традиций шаманом может стать только кто-то из племени/рода (а не чужак) и только по воле духов, ни о каком личном выборе человека не может быть и речи. Ведь шаманство это не профессия и не увлечение, а предназначение и если духи избрали тебя, то придется подчиниться или умереть (например, из-за непрекращающейся шаманской болезни). Вопреки этому убеждению, городскому практику не обязательно иметь шаманские корни и ждать знаки духов он сам волен выбрать этот путь, обучиться и при желании практиковать.

И тут мы подошли к любопытному моменту! Внимательный читатель заметил: настоящие мастера камлания получали знания от духов. Не было у них сенсея, который рассказал бы, как стать шаманом, никто не учил их лечить весь арсенал болезней тела и души, находить пропавших, сопровождать умерших, предсказывать судьбы, погоду и другим премудростям... Да и возможно ли освоить такой багаж разносторонних знаний?! Так, как же тогда может научиться шаманизму обычный горожанин без наследственной предрасположенности и знаков свыше?

Разновидности новых шаманских практик

  • Харнеровский базовый шаманизм. Вначале мы не случайно заострили внимание на контролируемом трансе, поскольку он является базой, отсюда и авторское название базовый - core shamanism. Его и некоторые другие элементы в свое время заметил американский антрополог Майкл Харнер, который во второй половине ХХ века изучал шаманские практики индейцев, прошел у них инициацию и стал проводником в мир духов (несмотря на то, что был бледнокожим чужаком). Этот ученый совершил своеобразный переворот познав духовно-мистический опыт индейцев, сумел очистить его от шелухи локальных культур, адаптировать и выдать в массы в виде учебного пособия. И пошло-поехало&hellip,

Благодаря книге Харнера Путь шамана, работе его Фонда изучения шаманизма и многократным семинарам, овладеть практикой мистического путешествия стало по плечу почти любому желающему. А таких желающих оказалось немало по всему миру, они успешно освоили учение и начали практиковать в больших городах, создав новую современную форму шаманизма. Справедливо заметить: услуги городских мастеров камлания вписались в жизнь информационного общества не хуже, чем в палеолите!

Многие среди тех, кто пришел к шаманизму профессиональные психологи или люди, ставшие на путь освоения целительско-оздоровительных практик. Для них это либо вполне серьезный жизненный выбор, либо возможность пополнить свой рабочий арсенал еще одним методом/техникой. В любом случае новые адепты усваивают в первую очередь глубинные основы шаманской деятельности (техники погружения и основы работы в измененном состоянии сознания), а это сопровождается культурным антуражем: шаманская практика, как правило, невозможна без использования бубна, трещоток, варгана, горлового пения, многие считают необходимым приобретение костюма или его отдельных элементов, оберегов/амулетов, ээрепов (куколок, символизирующих духов), некоторые полагают обязательным знание заклинательных текстов призываний духов и благодарственных формул&hellip, (Валентина Харитонова)

  • Профессиональный шаманизм. Несмотря на масштабное распространение харнеровских школ, неошаманизм имеет и другие ответвления. Например, некоторые люди работают шаманами, такая вот у них профессия. Истоки этого феномена трудно проследить, считается, что на каком-то этапе образ проводника между миром людей и духов, приглянулся специалистам из других областей. Среди них, целители разных мастей, психологи и психотерапевты, арт-терапевты, мастера нейролингвистического программирования и гипноза, астрологи, гадалки, экстрасенсы, ясновидящие&hellip,

В рамках своей профессиональной ниши им нужно как-то выделяться, привлекать внимание к своей персоне, чем-то затмевать конкурентов, поэтому некоторые специалисты решают переквалифицироваться из обычного скучного психолога в красивого и таинственного шамана. Благо, сейчас довольно большой выбор школ, студий, центров и различных организаций, где любой вопрошающий за определенную сумму может пройти обучение шаманизму и даже получить корочку. Чуткий читатель заметит в этих строках нотки сарказма. Да, не без того. Ведь это попахивает фальшью. Настоящий избранник духов может выполнять роли каждой из вышеперечисленных профессий и даже больше. Но сможет ли человек, решивший в маркетинговых целях стать шаманом, не только войти в образ, а и выполнять те же функции? Вопрос риторический.

  • Синтетический шаманизм. Феномен не менее любопытный, чем выше обозначенный. Вот только личность неошамана из этой ветви отличается от предыдущего другой крайностью. Это не профи в какой-то одной области, а человек метающийся между различными религиозными, эзотерическими, мистическими течениями. Природное любопытство толкает его в бесконечную вереницу тренингов по саморазвитию и духовных практик, семинаров от популярный гуру и обучения у сенсеев из глубинки. В ходе исканий путник может остановиться на шаманизме, выбрав эту форму применения своих теоретических и практических находок наиболее приемлемой для самореализации. И лишь от личности зависит, насколько гармонично и эффективно такой неошаман синтезирует достояния разных культур.

Неошаманизм явление динамическое, продолжает расти и развиваться, разветвляться, а значит дальше будут выкристаллизовываться и другие виды практик. Поэтому, с какой бы стороны от бубна вы не находились, будьте осознанны старайтесь не поддаваться обману, самообману, не стать жертвой психических отклонений и корыстных происков. И пусть все будет хорошо!



Евгения Рудницкая
Журналист, путешественник


29.04.2020 00:00:00
0
371

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!
Хотите, мы Вам перезвоним?


© Интернет-магазин «Колесо Жизни»
Принимаем к оплате: