Ïàäàþùèé ñíåã

Зачем ребенка учить бороться

  • Зачем ребенка учить бороться

Жизнь осуществляет все наши желания: мы привыкли бороться - вот и боремся, уже много лет. Рожаем детей, воспитываем их и передаем им эту эстафетную палочку. А может, для счастья не всегда нужна борьба? Может, победа - это не обязательно война?

Дети борьбы,мы привыкли сражаться, за все и всегда: за место в очереди, за справедливость в ЖЭКе, за свою страну, за премию на работе. Мы так привыкли выгрызать у судьбы свое счастье, что уже и не знаем, как бывает по-другому. И из благих намерений учим этому детей. И уже они играют в эту войнушку с судьбой, борясь за счастье и сражаясь за мир. Глядя на наше общество сейчас, хочется спросить: верный ли этот подход?

Кто-то скажет: Верный! Что бы наши дети сейчас делали, если бы не умели бороться и идти против ветра?. И кто-то ответит: Были бы счастливы, не умея решать проблемы, которых бы не было.

И ведь в этом что-то есть. Зная хотя бы по книгам и рассказам, как жили наши предки, можно утверждать, что не борьба была первична. Когда-то люди знали, что если взять передышку, проблема может решиться сама собой. Знали, что если иной раз промолчать, агрессии станет меньше. Знали, что если принять неудачу, то судьба сама подкинет другой шанс, лучше! Почему же вместо этого мы так настойчиво пробиваем головой стену и становимся в оборонную позицию, даже если никто и не думал нападать? Мы привыкли, что победа будет тогда и только тогда, когда есть враг и война. Поэтому, чтобы достичь чего-то, нужно придумать себе препятствие. Иначе в достижении нет ценности.

Как мы учим детей бороться

Ты что, нытик, что ли? - строго выговаривал папа мальчишке, который уже битый час не мог научиться кататься на роликах и захотел домой.

Девочку нельзя хвалить, а то она вырастет и будет думать, что ею все восхищаться просто так должны, - убеждала мама четырехлетней Маришки подруг на форуме.

Иди и поругайся, тебе неправильно дали сдачу, - учила десятилетнего Сашу мама. Может, в этом есть правда. И благое намерение. А может, из мальчишки вырастет мужчина, который будет идти наперекор всему, поворачивать реки вспять, доказывая, что он сильнее судьбы. А Маришка вырастет сильной женщиной, которой заткнуть за пояс мужчину - дело двух секунд. Она выучится на пятерки, построит карьеру, только чтобы почувствовать, что ее любят. А Саша посчитает, что на него специально нападают, раз надо ругаться. За все хорошее надо бороться...

Читайте также: Мир глазами детей

Отсюда - мальчики не плачут, женщина должна быть сильной, терпи, стиснув зубы, никогда не жалуйся, свои права надо отстаивать, борись с несправедливостью. Во всем этом, безусловно, есть смысл. В каждом частном случае. Но в общем кажется, что мы отправляем детей на войну.

Борись всю жизнь

Психология борьбы легла на благоприятную почву. Послевоенное прошлое стран бывшего Советского Союза изменило мировоззрение нескольких поколений, и не удивительно, что каждый раз уже с молоком матери малышам передавалось это Борись!. Энергия дана, установка заложена, а когда она будет проявляться - дело случая. Но неизбежно это приводит к тому, что жизнь идет легко только у единиц. Остальные же долгие годы распутывают сложные узлы событий и отношений, споря с судьбой.

И вот вырастающие дети играют в лидеров, бегут за своими целями, снося все препятствия. Вокруг - враги, и жизнь превращается в бесконечный турнир по борьбе с недругом, страхом, собой. А те, кого борцовское воспитание обошло стороной, сомневаются: а все ли они берут от жизни? Разве не на этом в том числе основывается повсеместное распространение различных тренингов и семинаров, часто довольно агрессивных, о том, как стать лидером, заработать миллион, победить судьбу?

Ружье, которого нет

Воспитывать характер в детях, учить не сдаваться после первой поцарапанной коленки - тоже важно, ведь жизнь сама не сложится, как пазл. Но есть и другая сторона медали. Если основным ориентиром воспитания будет борьба с, а не жизнь за, оборона, а не диалог, то обязательно найдется тот, кто нападет. Еще Антон Павлович Чехов написал, что если в первом акте пьесы на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно выстрелит. Но как же жить без борьбы?

  1. Учиться находить золотую середину. Между проиграть и разбиться в лепешку, но выиграть. Между доказать свою правоту и лишиться друга. Между худым миром и доброй ссорой. Как ребенку, а потом и взрослому, найти ту грань, где нужно остановиться и с достоинством отойти? Как найти ту грань, где нужно не пробивать головой стену, а задуматься о причинах происходящего? Учиться выигрывать нужно, учиться проигрывать тоже нужно, но еще важнее уметь отделять поражение от осознанного желания пойти в другую сторону.
  2. Любить без доказательств. Знают ли наши дети, что мы любим их просто так? Даже если они ничего не добьются и будут в жизни никем, знают? Знают ли, что им не нужно ничего доказывать, а достаточно делать что-то, чтобы самому себя уважать? Знают ли, что за плюшки в их семье бороться не надо?
  3. Делать безусловное добро. Рождение малыша начинается с божественной безусловной любви, а потом у любви и добра появляется масса условностей. Ребенка вводят в мир, созданный нами, борцами, где есть наши и не наши. Поэтому с ребенком недругов общаться нельзя, туда лучше не ездить - там другие флаги, а люди вообще по-другому молятся. Какое уж тут добро отдавать - бороться, чтобы не отобрали! Но разве так были воспитаны мусульмане, которые окружали защитным кольцом христианское богослужение во время беспорядков в Египте, и христиане, которые делали то же самое? Разве так были воспитаны афганские мальчишки, которые предлагали чай американским солдатам?
  4. Быть проточным. В бизнесе есть правило: отложи решение вопроса на два часа, и если вопрос не решится сам за это время, приступай. Разве по жизни не так? Только остановишься подумать, а решение уже само бежит к нам. Иногда не делать тоже полезно.
  5. Выйти из обороны. Мы так сильно учим детей защищать свои интересы (не пускать никого без очереди, не позволить себя обмануть в магазине, дать сдачи обидчику и т.д.), что невольно прививаем им оборонную позицию, установку, что будут нападать. Поэтому многие даже в невинной ситуации видят врага. Знаете, как в анекдоте, когда в магазине покупатель говорит Спасибо, а продавщица отвечает: Ты поговори мне еще!. Можно научить детей пользоваться оружием, но не ходить с ним наперевес все время.

Странно ли, задумавшись об этом воспитанном желании бороться, видеть теперь, что творится у нас в стране и в мире в целом?

Разве есть шанс у нас жить по-другому, пока философия всех стран - Хочешь мира - готовься к войне?



28.12.2018 00:00:00
0
410

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!