Ïàäàþùèé ñíåã

Как помочь ребенку справиться с прокрастинацией

  • Как помочь ребенку справиться с прокрастинацией

«Не сейчас. Потом. Завтра». Именно так отвечают многие дети и подростки, когда им нужно сделать какую-то работу по дому или выполнить домашнее задание. В определенной степени это нормально – многие из нас склонны откладывать на завтра то, что мы не хотим делать сегодня.

Однако есть разница между тем, кто периодически откладывает дела, и тем, у кого сформировалась устоявшаяся дезорганизующая модель прокрастинации, которая подпитывается глубинной проблемой. Для родителей и та, и другая ситуация может быть неприятной. Тем более, что не профессионалу отличить первое от второго очень сложно.

Прокрастинация бывает нескольких форм:

  • Не начинать выполнение задачи до последней минуты.
  • Неспособность выполнить поставленную задачу в заранее определенные сроки.
  • Откладывать одну задачу, чтобы выполнить другую, которая предпочтительнее, но имеет меньший приоритет.

Для детей прокрастинация обычно приводит к негативным последствиям, в частности, это снижение успеваемости, невозможность участвовать во внеклассной деятельности, постоянное сидение возле экранов и т.д.

Если ваш ребенок регулярно сталкивается с этими негативными последствиями, он, с большой вероятностью, страдает от прокрастинации. Но вы можете помочь ему справиться с этим поведением. И первое, что нужно сделать – понять, почему ребенок постоянно откладывает выполнение заданий.

Как понять поведение ребенка?

Существует распространенное заблуждение о том, что дети откладывают дела на потом из-за лени или слабой мотивации. Конечно, низкая мотивация может быть причиной такого поведения, но есть и множество других причин, в том числе:

Отсутствие релевантности: ваш ребенок может не рассматривать задачу как имеющую отношение к его или ее текущим или будущим целям.

Скука: некоторые задачи ребенку просто неинтересны. Например, для большинства детей уборка комнаты не является развлечением или увлекательным занятием.

Недостаток самодисциплины: осознавать то, что вам нужно что-то делать, – не то же самое, что начать это делать. Дети сталкиваются огромным и все возрастающим количеством отвлекающих факторов, что может затруднить расстановку приоритетов и выполнение планов.

Не умение управлять временем: многие дети недооценивают, сколько нужно времени, чтобы что-то сделать, и сделать хорошо. Они откладывают начало работы, полагая, что у них достаточно времени для выполнения задачи.

Беспокойство и / или страх неудачи: некоторые дети не могут приступить к выполнению задания, потому что боятся, что их результаты не будут соответствовать личным ожиданиям или ожиданиям других значимых людей. В крайнем случае, это беспокойство становится перфекционизмом – парализующей верой в то, что все, что не идеально, недопустимо.

Чтобы понять поведение вашего ребенка, вам нужно говорить открыто и слышать его точку зрения. Как правило, дети готовы делиться, если они чувствуют, что вы их поддерживаете – им нужно верить, что вы искренне хотите понять их страх и помочь им, а не наказывать.

Слушая, постарайтесь определить, какая из основных причин может иметь наибольший вес. Точно так же, как врач не может эффективно лечить головную боль, не зная первопричины – обезвоживание, аллергия, сотрясение мозга или опухоли, – вы не сможете эффективно помочь своему ребенку перестать откладывать на потом, пока не поймете, что вызывает такое поведение. Например, если вы предложите вознаграждение или пригрозите уменьшить размер карманных денег, это не повлияет на ребенка, который откладывает выполнение задания, потому что он не понимает, почему задание актуально.

Как помочь ребенку

Итак, что могут сделать родители? Когда беспокойство вашего ребенка мешает ему выполнять необходимые задачи, вам нужно вмешаться. Эти пять шагов могут помочь:

Задайте своему ребенку вопросы

Узнайте, как ваш ребенок относится к себе, какие ожидания на него возложены, и что есть в реальности. Задайте такие вопросы, как «Какие стандарты ты устанавливаешь для себя?» «Как ты думаешь, чего мы ждем от тебя?» «Что на самом деле произойдет, если ты не выполнишь задачу, основанную на стандартах, которые ты для себя установил?» Понимание того, как ваш ребенок интерпретирует текущую ситуацию, поможет вам выработать соответствующие родительские реакции.

Уточните свои ожидания

Дети склонны переоценивать родительские ожидания, поэтому убедитесь, что вы четко и реалистично представляете, чего ожидаете от ребенка. Например, многие родители уделяют внимание усилиям, которые ребенок прикладывает к выполнению школьного проекта или теста, а ребенок может думать, что для родителей важна отличная оценка по каждому предмету.

Дети, которые привыкли получать высокие оценки, не будут слишком переживать по этому поводу, а для детей, которым сложно просто сдать домашнее задание, такие ожидания могут быть слишком большими. Устанавливайте конкретные достижимые ожидания, такие как четкое время для выполнения домашних заданий, подготовки проектов и работы по дому.

Не забудьте четко и прямо изложить ребенку свои ожидания. Это поможет вам убедиться, что вы понимаете это одинаково. Если ребенок, даже после разговора, продолжает откладывать выполнение задач, еще раз проговорите свои ожидания и подчеркните, что они несут ответственность за свои действия и соответствующие последствия.

Научите навыкам решения проблем

Рассмотрите следующий сценарий: если я не сдам хорошо эту работу, мой средний балл упадет, а это значит, что я не смогу играть в футбол в этом году, а значит, что у меня не будет друзей, школа станет невыносимой, и я буду полным неудачником.

Этот сценарий разумен или вероятен? Нет. Но дети, которые боятся неудач, часто думают о нереалистичных, иррациональных, наихудших последствиях. Это называется катастрофическим мышлением. Такое мышление не только способствует развитию тревожности и прокрастинации, но и может привести к вспышкам плохого поведения. Ребенок может откладывать на потом, потому что не знает, как правильно решить проблему.

Вы можете помочь ему, научив эффективным методам решения проблем. Попробуйте разбить задачи на более управляемые части или установить более мелкие и достижимые цели. Когда вы помогаете ребенку понять, как разработать план решения проблемы, он будет чувствовать меньше давления от необходимости выполнить объем работ, связанных с задачей.

Укажите на положительные качества

Попросите ребенка определить качества, которые, по его мнению, ведут к счастью и успеху в жизни, – например, честность, креативность, навыки общения с людьми, страсть. Попросите ребенка назвать черты личности, которыми он уже обладает или те, которые будет развивать. Это повысит его самооценку и поможет понять, как устанавливать собственные стандарты.

Используйте свой опыт и рассказывайте о себе

Поделитесь с ребенком некоторыми из своих страхов и опишите, как вы с ними справились. Признавая свои недостатки и рассказывая об ошибках, вы помогаете ребенку не чувствовать себя неполноценным, как будто он единственный, кто не может эффективно справляться с задачами.

Поддержка на пути к успеху

Тревога, которую испытывает ребенок, может попросту парализовать его действия и он не сможет приступить к выполнению задания. Подумайте о том, чтобы помочь ему начать и установите определенное время, например, «в 7 часов после ужина начнем».

Кроме того, вы можете попробовать установить некоторые правила для самого процесса, например, работать в течение определенного времени без перерывов или выполнить определенный объем работы, прежде чем сделать перерыв. Такая структура может помочь детям (и взрослым!) справиться с тревогой, вызвать нужный импульс к действию и добавить уверенности.

Ваша цель – помочь ребенку научиться устанавливать разумные ожидания. С тревогой и страхом лучше справляться, пытаясь добиться успеха в решении поставленной задачи, а не избегая ее. Другими словами, страх не просто исчезает с течением времени – он уменьшается только благодаря постоянным усилиям, которые приводят к успеху. Благодаря поддержке родителей, плану решения проблем и готовности попробовать, ваш ребенок будет вооружен инструментами для эффективного управления задачами.

Источник: www.empoweringparents.com
28.04.2021 08:19:39
0
780

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!