Как вырастить ребенка, готового к реальной жизни?

  • Как вырастить ребенка, готового к реальной жизни?
В этой статье вы узнаете:
  • Выученная беспомощность, как объект исследований,
  • Почему ребенок становится беспомощным,
  • Западные концепции и теории гармоничного развития,
  • Как воспитать в ребенке взрослость.

Поколение современных родителей имеет возможность обеспечивать развитие своего ребенка как никакое другое до этого. Сегодня к их услугам предоставлены многочисленные проекты поддержки детства (кружки раннего развития и творчества, обучающие курсы, услуги частных преподавателей). Безусловно, развитие мыслительных способностей ребенка сложно переоценить. Однако в заботе об интеллектуальных достижениях чада важно помнить, что многознание не всегда гарантирует реализацию в будущем. Это подтверждают примеры, когда круглые отличники оказывались на обочине жизни, не справляясь с ее испытаниями. Чтобы этого не произошло, родитель обязан научить ребенка жить в реальности, где необходимо брать ответственность, строить гармоничные отношения, формировать бюджет, уметь отстаивать интересы и делать свой осознанный выбор. Иными словами, стать по-настоящему взрослым.

Выученная беспомощность, как объект исследований

Инфантильность и неготовность решать важные жизненные задачи связана с синдромом выученной беспомощности. Человек, которому он свойственен, при всех своих талантах и интеллектуальных способностях проявляет пассивность там, где от него требуются активные действия.

Феномен выученной беспомощности (learned helplessness) основан на пассивном поведении и невозможности адаптации индивида к изменениям во внешней среде. Впервые о синдроме заговорили американские психологи Мартин Селигман и Стивен Майер. Основой для их исследований послужили эксперименты, проводимые на собаках. Суть эксперимента заключалась в вызывании дискомфортных ощущений при определенных ситуациях, которые можно было избежать. В соответствии с бихевиористской теорией ожидалось, что животные в процессе эксперимента научатся обходить источник дискомфорта. Однако результат был обратным. Под давлением стресса собаки перестали сопротивляться источнику агрессии и смирились с ним. Подобным образом феномен беспомощности проявился в ходе исследований в 70-х и 80-х годах уже с участием людей.

Почему ребенок становится беспомощным?

В настоящее время ученые из Великобритании предлагают продлить возраст подростка до 25 лет. Несколько десятилетий назад такую новость приняли бы за шутку, но сегодня это данность. Наши дедушки, бабушки, а затем и родители взрослели раньше, чем мы, а мы раньше, чем наши дети. Почему в реалиях современности произошло столь ощутимое смещение?

Улучшение условий жизни

Нам и нашим детям, в отличие от дедушек и бабушек, не нужно искать пропитание и выживать в экстремальных жизненных условиях. Это хорошая новость. Но, к сожалению, позитивного фактора есть и обратная сторона. Человек, окруженный комфортом в условиях относительной доступности благ, лишен активной мотивации, а заодно и навыков выживания. При отсутствии объективных угроз это незаметно. Однако в случае их возникновения он может оказаться абсолютно беспомощен.

Гиперопека со стороны родителей

Чрезмерная забота о безопасности малыша лишает его возможности получения опыта. Гиперопекающий родитель всячески ограждает свое чадо от проблем, выполняет за него обязанности, которые ему уже по силам и внушает ребенку, что жизнь полна опасностей. Результат такого воспитания: низкая конкурентоспособность в социуме, инфантильность, неуверенность в себе и сложности в самореализации.

Отсутствие интереса к мнению ребенка и запрет на эмоции

Из удобных детей вырастают удобные, но несчастные взрослые. Ребенок имеет право на свое мнение, каким бы наивным оно не выглядело в глазах взрослого. Он имеет право не согласиться, обидеться, разозлиться и проявить любую другую эмоцию и не быть за это наказанным. Родитель, который требует от своего ребенка абсолютного послушания и безусловной покорности, забывает, что имеет дело с личностью, становление которой происходит здесь и сейчас.

Навязывание негативного сценария

Родительские предписания воспринимаются ребенком, как истина первой инстанции. Воспринимая их, как неопровержимый факт, ребенок бессознательно следует навязанным сценариям и проживает ту жизнь, которую напророчил родитель. Типичные деструктивные предписания:

  • В нашей семье у всех так
  • Выше головы не прыгнешь
  • Не высовывайся, так безопаснее
  • Это слишком сложно для тебя и так далее.

Как правило, родитель не принижает потенциал ребенка целенаправленно. Чаще всего негативные предписания это способ уберечь чадо от негативного опыта, который пережил сам родитель. Однако это срабатывает в обратную сторону, поскольку прописывается в бессознательное ребенка и ведет его по жизни.

Западные концепции и теории гармоничного развития

К формату свободного воспитания на Западе обратились несколько десятилетий назад. Инновационный подход отличается от традиционного. Его концепция оперирует обращением к ученику не как к винтику в образовательной системе, а как к уникальной личности. Многие американские и европейские школы в настоящее время ориентированы на воспитание в ребенке качеств, которые помогают максимально реализовать свой потенциал в разных областях жизни. Педагогический подход таких школ основан на философских теориях о гуманизме и самобытности.

Среди популярных западных теорий выделяют:

  • Неопозитивизм (новый гуманизм),
  • Прагматизм,
  • Гуманистическая педагогика,
  • Философия существования.

Одной из самых широкомасштабных образовательных программ Америки 90-х годов прошлого века был проект Высокая планка. Программа ориентирована на воспитание в ребенке ответственности, свободы при возможности развиваться в том направлении, которое ему ближе.

Сторонники Высокой планки говорят о том, что психика пластична, личность вырастает такой, какой ее сформировали. Критика, осуждение, недоверие рождают в ребенке агрессию и комплексы. Поэтому воспитание должно быть направлено в сторону активности, поощрения и развития полезных навыков. В рамках программы дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему обучения и работать над ней. Задача педагога в этом процессе поддерживать ученика, направлять и мотивировать. Теорию Высокой планки с энтузиазмом подхватили европейские страны. Больше остальных в этом педагогическом движении преуспела Франция. Принципы свободного воспитания с успехом реализуются на Западе и по сей день.

Как воспитать в ребенке взрослость?

Уверенность в себе, умение брать ответственность и добиваться поставленных целей это не те качества, с которыми человек рождается. Они формируются под влиянием значимых взрослых. Поэтому задача родителя способствовать не только интеллектуальному развитию, но и воспитать эмоционально зрелую личность. Психологи советуют заниматься этим уже с трех лет, руководствуясь основными правилами.

Поощряйте детскую любознательность и позволяйте ошибаться

У ребенка есть только один способ познать этот мир: через опыт. Лишать опыта означает лишить навыков выживания в окружающей действительности. Поэтому, способствуйте стремлениям малыша познавать все новое. Будьте рядом в целях подстраховки, но оставляйте место для ошибки. Делитесь советом, но не навязывайте малышу свое видение. Пусть у него появится возможность увидеть мир через собственные глаза.

Интересуйтесь мнением ребенка

После просмотра фильма или прочтения книги полезно задавать ребенку вопросы о том, что он думает о героях, их характерах и поступках. При этом важно отступить от рамок хорошо/плохо. Лучше придерживаться понятия объективно. Также привлекайте ребенка к участию в семейных советах и учитывайте его мнение, ведь дети видят и понимают гораздо больше, чем может казаться взрослым.

Лучше понять своего ребенка, его мышление, чувства и намерения, наладить эмоциональную связь помогут контактно-ресурсные карты Лучше конфет.

Тут будет размещена реклама

Познакомьте ребенка с понятием бюджет

Привлекайте ребенка к обсуждению вопросов семейных инвестиций и трат, учите относиться к деньгам с уважением и осознанностью. Заведите ему персональную копилку для конкретной покупки или цели. Воспитывайте в малыше финансовую грамотность. Это формирует ответственность, а заодно и понимание того, что отказ от ненужных приобретений обоснован. В будущем это может уберечь ребенка от расточительства и помочь создать свою финансовую подушку.

Радуйтесь детским достижениям

Любой, даже самый маленький, шаг вперед для ребенка является важным открытием. И в такие моменты ему важно, что вы, значимый взрослый, видите его достижение, цените его и вдохновляете. Пусть малыш чувствует ваше участие и радость за него на каждом этапе взросления.

Говорите о том, что трудности это нормально

Преодолевающее поведение это способность находить выход из сложных ситуаций, умение принимать взвешенные решения и нести ответственность за их результаты. Чтобы сформировать преодолевающее поведение, спрашивайте ребенка, как он намерен действовать в том или ином случае? Пресекайте жалобы, они носят манипуляторный характер с целью сбрасывания ответственности. Вместо этого предложите придумать несколько вариантов решения проблемы, а затем обсудите их и выберете наиболее приемлемый. Таким образом, у ребенка появится новый полезный рефлекс решать проблемы вместо того, чтобы бежать от них.

Маленький человек это волшебная глина, из которой родитель формирует личность, прививая навыки, ценности и взгляды. Однако в процессе воспитания помните о том, что перед вами личность, которая нуждается в принятии всех ее граней, уважении и безусловной любви. Так ваш отличник станет успешным не только в школе, а и далеко за ее пределами.



Юлия Стойко
Журналист интернет-портала 'Колесо Жизни'


10.03.2021 00:00:00
0
118

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!
Хотите, мы Вам перезвоним?


© Интернет-магазин «Колесо Жизни»
Принимаем к оплате: