Напряжение частый спутник в нашей жизни. Оно лишает нас удовольствия и радости в жизни. Как же понять, что с этим делать? Научиться распознавать сигналы. Семь стоп-сигналов мешают нам жить в соответствии с нашими глубинными желаниями и возможностями.
Вокруг нас всегда есть люди, которые лучше знают, как нам жить, что делать, что носить и с кем общаться... Но осознаем ли мы, сколько в нашей жизни неполезных ограничений и установок, которые лишают нас радости и удовольствия? Чтобы сделать ревизию своих точек напряжения, нужно разобраться со своими потребностями, возможностями и истинными желаниями.
Стоп-сигнал 1. Ограничения, с которыми мы не согласны
Как часто вам приходится приходить на работу на 30 минут раньше или уходить на час позже, получая стандартную зарплату? Сколько раз в году вас кто-то пытается научить тому, как не надо говорить и что не надо чувствовать, даже не задумываясь о ваших потребностях и мотивах?
Что делать?
Определить, чего вы хотите и почему вы этого хотите. Учиться отстаивать свое счастье.
Стоп-сигнал 2. Стереотипы поведения, традиции и советы пожилых людей
Например, лучше пусть пьет, чем гуляет, надо быть скромным, вежливым, не ругаться и хорошо учиться тогда все в жизни сложится, кому ты будешь нужен, если не выучишь иностранный / не поступишь в университет / не устроишься на работу в самую большую компанию... Знакомые фразы?
Что делать?
Регулярно проводить чистку своих установок, стереотипов поведения и выбрасывать те, которые уже отжили свое и утратили ценность. Конечно, многие установки из детства полезны и во взрослой жизни, но проверьте, на всякий случай, степень их полезности и уместность.
Стоп-сигнал 3. Идеальная картинка, перфекционизм и завышенные требования
Будь хорошим мальчиком / хорошей девочкой, уважай старших, помогай всем... Родители таким образом учили нас быть хорошими людьми и желали нам лучшего. Но эти идеальные картинки по факту недостижимы. Они приносят напряжение и постоянное разочарование от невозможности достичь нужного уровня. Мы продолжаем строить воздушные замки и убегать от реальности.
Что делать?
Разобраться в ежедневной неудовлетворенности собой. Поработать над темой идеализация-обесценивание.
ТЕХНИКА НАДО, МОГУ, ХОЧУ
Нарисуйте на листе бумаги таблицу, как показано в примере:
Мне надо, я должен / должна Я могу Я хочу
1
2
3
...
В первой колонке запишите все ваши должна/должен, надо, так надо, так правильно, так должно быть, так хорошо себя вести и т.д. Минимум 20 фраз.
Во второй колонке запишите то же самое правило жизни, стереотип поведения/мышления, только замените все слова должен/надо/правильно... на слово могу. В третьей колонке запишите то же самое, только со словом хочу. Перед каждым пунктом задавайте себе вопрос: Точно ли я этого хочу? Если ответ нет, не пишите фразу.
Прочтите не спеша, по очереди каждую строку в первом, втором и третьем столбце. Почувствуйте вкус каждой фразы. Запишите свои ощущения, мысли и эмоции.
Ответьте на вопросы:
- Какой столбец легче и проще читать?
- Какие пункты в первой колонке вам не нужны?
- Станете ли вы плохим человеком / ужасным специалистом и т.д., если вместо слова надо будете разрешать себе говорить могу или хочу?
- Вы готовы взять на себя ответственность за свои решения, желания, цели и свободу, разрешая себе выбирать между надо сделать и могу/хочу сделать?
- Вы понимаете, что имеете полное право выбирать между тем, что надо вам, и тем, что надо другим, без оправданий и вины?
- Вы можете поверить в то, что вы выполняете все надо/должен, потому что окружению и социуму выгодно, чтобы вы были шаблонным человеком, ведущим себя по правилам, удобным для управления и получения чего-то от вас?
- Вы понимаете, что не все надо/должен приносят вам пользу и доставляют удовольствие, не все ведут к счастью?
- Вы понимаете, что можете выбирать, на какое надо или должен соглашаться, а на какое нет?
- Вы готовы встретиться со своей свободой выбора?
Итак, что вы выбираете надо, могу или все-таки хочу? Определились? Чтобы закрепить результат, составьте список Топ-100 моих радостей, удовольствий и желаний. Он станет отличной базой для развития у вас критического мышления, осознанности и увеличения радости и счастья в вашей жизни. Желаю вам удачи и много удовольствия!
Стоп-сигнал 4. Навязанные отношения и сценарии поведения
Материнская любовь порой превращается в навязчивый контроль, лишая ребенка самостоятельности и инициативности. Звонки по 20 раз в день, неожиданные визиты, если ребенок живет отдельно, или вход в комнату без стука, навязывание своего мнения по поводу друзей / работы / партнера... А вы можете выстроить свои границы и повзрослеть, отделиться от родителей?
Другая ситуация муж зарабатывает деньги для семьи, а жена растит детей и занимается домом. Рано или поздно мужчина настолько отвыкнет от отцовских обязанностей, что дети будут вынуждены выпрашивать его любовь, а женщина начнет страдать от круглосуточной однообразной роли жены-мамы-кухарки-прачки-домработницы.
Что делать?
Искать варианты отношений, при которых обе стороны будут жить в радости.
- Определите, какие отношения вы хотите и почему.
- Насколько эти отношения будут удовлетворять обе стороны?
- Какие усилия, действия и ресурсы понадобятся?
- Что вы хотите получить в итоге?
Сделайте шаг навстречу изменениям. Не спешите. Будет непросто, но это того стоит.
Стоп-сигнал 5. Отсутствие ресурсов, знаний, умений, связей
Вам хочется чего-то невероятного, недостижимого? Вам хочется иметь что-то, но при этом делать ничего не хочется? То, чего у вас нет, становится навязчивой целью, которая требует большого вложения энергии?
Что делать?
Большая часть всего необходимого уже есть у человека или может быть легко получена. Замените вопрос-претензию почему я это не получаю?! на вопрос как я могу это получить?. Разберитесь в себе, прислушайтесь к себе и ответ придет.
Читайте также: Как правильно формировать желания
Стоп-сигнал 6. Избегание ответственности и перекладывание вины. Нежелание признавать свои ошибки
Удобно винить в своих неудачах правительство, родителей, начальника или водителя маршрутного автобуса. Как обидно, когда эти люди не признают свою вину, да еще и спрашивают: Что вы сделали для того, чтобы что-то изменилось? или Как вы решили действовать, когда вам урезали зарплату сидели на диване и возмущались? За напряжением в таких ситуациях следуют обида, злость и даже месть. Я же так старался! Но ситуация... За что меня лишать премии?! Я же на работу вовремя прихожу! Подобных примеров очень много.
Что делать?
Есть два выхода: первый продолжать винить всех и вся, страдать и жить дальше, ничего не меняя, второй поднапрячься, взять на себя ответственность за свою жизнь, перестать страдать и начать действовать.
Научитесь разделять свою ответственность и ответственность других людей. Не берите на себя лишнего, но и не уходите от своих обязанностей. Смотрите на факты и оставайтесь осознанными.
Стоп-сигнал 7. Внутренние конфликты
Существуют базовые внутренние конфликты, которые порождают напряжение и тревогу. Это конфликты между хорошо плохо, справедливо несправедливо, надо хочу, идеально реально, безопасно небезопасно и т.д. Они есть у всех и содержат потерю энергии, истощение, разочарование, злость...
Что делать?
Справляться с этим напряжением можно через действия телом и переключение головы на другую деятельность, например на рисование, физические упражнения, уборку, битье подушек и т.д. Затем стоит проработать свои установки надо и так должно быть. Один из возможных инструментов техника Надо, Могу, Хочу.
Материал опубликован в спецвыпуске журнала Колесо Жизни №2, 2019.