Ïàäàþùèé ñíåã

Тимбилдинг: как сплотить команду и наладить атмосферу в коллективе

  • Тимбилдинг: как сплотить команду и наладить атмосферу в коллективе

В этой статье вы узнаете:

  • му нужен тимбилдинг и для чего,
  • Чего хотят работники компаний? Почему хорошей зарплаты не достаточно?
  • Тимбилдинг и корпоратив не одно и то же,
  • Какие цели и задачи командообразующих мероприятий,
  • Минусы, недостатки и подводные камни тимбилдинга,
  • Как создать настоящих командный дух.

Какой-то человек нынче нежный пошел. Куда, спросите, пошел? Как видно, не на стройку и не на завод. Заводы стоят, одни программисты в стране. Во-во, видимо, в офис уютный пошел. Да не просто четыре стены, стол и стул, а так чтобы и кофемашина прилагалась, и печеньки, и настольный теннис, и игровая приставка, и&hellip, корпоративные выезды на Гоа. Да-да, чтобы коллектив от холодных взаимоотношений психологически не простудился, чтобы не продуло командный дух сквозняком конфликтов горяченький тимбилдинг нежным человекам подавай.


Читайте также: Фальшивое счастье: 81% сотрудников компаний несчастливы на работе


Командообразование, team building, командный дух, team spirit, Работают ли эти западные приемчики у нас? Зачем, и все же, как сплотить коллектив? Давайте разбираться вместе. Мы ведь команда?! Мы ведь сила! Мы, как одна семья! Когда мы вместе - нам все по плечу!

Smells like team spirit

Любой бизнесмен, открывая компанию изначально хочет, да в общем все, чего любой человек хочет уже прописано в Пирамиде потребностей Абрахама Маслоу. Деньги и все, что они дают, статус в обществе, известность, самореализация, власть, вклад в развитие человечества, социальные, экологические, духовные и многие другие мотивации вдохновляют человека на создание собственного бизнеса.

А ведь один в поле не воин. Поэтому потихоньку формируется штат работников, где от личного профессионализма и умения слажено работать в команде зависит здоровье и жизнь компании. Мудрый босс понимает: каждый подчиненный не сам по себе, а деталь единого механизма, который нужно холить, лелеять, периодически смазывать, менять детали и модернизировать. Иначе, не будет взаимопонимания, комфортных взаимоотношений и взаимодействия, а потому и дела не будет. Это осознавали руководители разного толка и времени: в той или иной форме тимбилдинг практиковали древние охотники, полководцы, политики, тренеры спортивных команд, воспитатели и учителя&hellip, В ХХ веке его взяли на вооружение бизнесмены Англии и США, откуда волна командообразования докатилась и до нас. Теперь в каждой правильной компании пахнет командным духом.

Зачем кормить пойманную рыбу?

Так, руководитель компании создал все базовые условия для подчиненных: тот самый вожделенный офис с пуфиками и печеньками, стабильную зарплату, соцпакет и возможность карьерного роста. Рыбка клюнула, потом вторая, третья&hellip, Поначалу все довольны, но со временем начинается разброд и шатание. Казалось бы, что еще нужно? Вот и новое корыто, и изба&hellip, может, нужно стать владычицей морскою? Снова обратимся к Пирамиде дедушки Абрахама.

  1. Фундамент зарплата и комфортные условия труда. Согласитесь, какие бы прекрасные отношения с коллегами ни были, но кушать хочется всегда. А если работа только для удовольствия или ради высоких идей это не работа, а хобби.
  2. Стены социализация в коллективе, те самые прекрасные отношения с коллегами, чувство причастности, наличие взаимоуважения.
  3. Чердак самореализация, карьерное и личностное развитие.

Если слабое второе звено психологический комфорт, отношения с начальством и сотрудниками, то однозначно нужно практиковать тимбилдинг. Тем более, что оно тесно переплетено с третьим звеном. А практика эйчаров показывает, что неудовлетворенность работой и ограниченный карьерный рост одна из основных причин увольнений (даже при достойной зарплате). В то же время хороший доход и любимая деятельность это хоть и более сытный корм, чем душевные отношения, но и им можно пожертвовать, когда в коллективе конфликты и недопонимания. В плохом настроении ведь и лакомый кусок в горло не идет.

Хотите сохранить крепкий коллектив профессионалов? Кормите золотую рыбку сбалансированным кормом (с ингредиентами со всех трех пунктов), не скупитесь.

Тимбилдинг и корпоратив не одно и то же

Все мизинцы пальцы, но не все пальцы мизинцы. Примерно также и здесь: тимбилдинг это всегда корпоративное мероприятие, но не все корпоративы (так в народе называют праздничное застолье сотрудников) являются тимбилдингом. Почему? Да потому что нет главного элемента собственно командообразования, нет фактора, который заставит коллектив сплотиться, активизировать чувство дружеского локтя. Люди просто пьют и гуляют, сохраняют между собой дистанцию чужой, которая может немного и ужмется до свой, но на следующий день пружинкой вытянется и отдалит коллег.

Так что же тогда из себя представляет тимбилдинг? Самый распространенный его прием проведение активных мероприятий, во время которых сотрудников привлекают вместе преодолеть какие-то трудности, задачи, достигнуть цели сообща. Классика жанра: веревочный курс, корпоративное участие в благотворительных акциях, совместные горные походы, байдарочные сплавы, командные спортивные игры, квесты. Ведь, как еще 2,5 тысячи лет назад заметил Платон: Ты узнаешь о человеке больше за час игры, чем за год разговоров. В идеале организацией должны заниматься не просто ивент-агенства, а люди с психологическим образованием, в том числе сами эйчары фирмы, поскольку это не просто развлекаловка (как тот же корпоратив), а действо с определенными целями и задачами. А именно:

  • Преодоление трудности и подкрепление положительными эмоциями, глубоким чувством единства (утрировано: мы тут чуть не сдохли, но ты спас мне жизнь).
  • Выявить слабые и сильные стороны коллектива в целом и каждого работника отдельно. Поработать над стрессоустойчивостью и умением развязывать конфликтные ситуации.
  • Сформировать навыки совместной работы (а не каждый сам за себя) для достижения поставленной цели.
  • В комфортной, ненавязчивой, игровой форме обеспечить физический контакт между участниками, поскольку задача психологическое сближение, а оно лучше достигается через прикосновение (разумеется, в нормах приличия).
  • Сформировать и развить такой team spirit, чтобы его smell не выветрился после мероприятия. А для этого важно отслеживать существующие психологические связи между сотрудниками и трансформировать их так, чтобы они поняли, как могут сплотиться для наиболее эффективного достижения общих целей.

Редакция рекомендует: Книга Плече до плеча. Як порозумітися на роботі | Маркус Бакингем Авторы книги Маркус Бакингем и Эшли Гудолл не понаслышке знают, кто и что на самом деле тянет компанию на дно, как Атлантиду. Пандемические реалии не оставляют ни малейшего шанса быть на плаву офисам старого образца. Эта книга не просто предлагает новое видение рабочего процесса и способы его оптимизировать, но также поможет настроить плодотворную коммуникацию между отделами и поддерживать дружескую атмосферу в коллективе, где учитывают сильные стороны работников!

Нас тошнит от слова тимбилдинг. Минусы командообразующих мероприятий

Читая 100500 статей о том, какие волшебные результаты для компании дают тимбилдинговые игры-тренинги (слаженная работа коллектива, улучшение эффективности его работы и повышение прибыли компании), закрадываются дивные сомнения. Складывается впечатление, что тимбилдинг это такая фишка, которую всячески нахваливают ивент-агентства, предлагающие такие услуги... Ведь наряду с позитивными прогнозами нередко наблюдается результат, обратный ожидаемому. Часть работников закатывают глаза, когда речь идет о тимбилдинге, они не хотят участвовать в этом цирке. Их коробит от одной только мысли, что окажутся в неформальной обстановке с начальством и несколько часов/дней придется обращаться с боссом на ты. Они бесятся от лицемерия, поскольку вынуждены сплотиться с коллегами, несмотря на то, что в контрах&hellip.

Такие минусы выплывают зачастую тогда, когда тимбилдеры бездумно берут западную модель и пытаются впихнуть в нее людей с другим менталитетом и интеллектом. Наш человек хоть и нежный, но фальшь чувствует. Он понимает, когда вот это вот мы с тобой одной крови, наша компания одна большая семья просто лапша и та аль дэнтэ. В нашем менталитете эти НЛП-шные трюки либо не работают, либо работают с людьми не далекими и то не долго.


Читайте также: Токсичный коллектив: как быть?


Каждый винтик, каждая рыбка понимает: пока начальнику выгодно вы одной крови и вас будут кормить, а когда попросишь повышения, то как-то вдруг оказывается, что нечего тебе, холопу, до голубой кровушки тянуться, да и когда решит уволить сколь ни проси живота, казнит и глазом не моргнет. Разумеется, такое положение дел не во всех фирмах. И оно нормально для бизнеса, но крайне не приятно для подчиненных. Поэтому уж лучше исключить лицемерные тимбилдинговые мероприятия, а ограничиться добровольными корпоративами, по типу поиграли в боулинг плюс сходили в пиццерию либо поехали на турбазу жарить шашлык плюс играть в мафию.

Редакция рекомендует: Книга Ask a Manager. Запитай у керівника: як працювати з нетямущими колегами та босами, які крадуть ваш робочий час | Элисон Грин За десять лет консультаций офисных работников автор книги поняла, что люди избегают неудобных разговоров, потому что просто не знают, что сказать. В этой полезной книге вы найдете ответы на откровенные вопросы о проблемах, с которыми вы можете столкнуться в работе: что сказать, когда коллега присвоил вашу идею, когда вы убеждены, что босс ставит невозможные дедлайны и даже тогда, когда руководство постоянно беспокоит в выходные дни. На примерах из жизни реальных людей любой читатель узнает, как утонченно, уверенно и с чувством юмора решить самые сложные проблемы в профессиональной сфере.

Еще причиной негативного восприятия командообразующих событий могут быть побочные эффекты от неграмотной организации:

  • Работников заставляют участвовать в таких событиях, невзирая на их категорическое нежелание (человек может быть не готовым бороться со своими комплексами, фобиями, убеждениями, интровертивным характером или плохим самочувствием). Более того, один-два отказа могут повлечь давление и травлю,
  • Организация в ущерб личному времени в выходные, за счет отпуска и т.п.
  • Неформальная обстановка некоторых людей слишком раскрепощает, что приводит к неловким ситуациям,
  • Навязывание субъективных интересов и ценностей начальства подчиненным (например, когда босс любит альпинизм и устраивает всем работникам выезд с восхождением на гору),
  • В процессе соревнований, игр, творческих, интеллектуальных и других задач случаются перекосы: сильных усилит (может закрепиться завышенная самооценка), а слабых отпугнет, разовьет неуверенность (что может привести даже к депрессии),
  • Никто не обращает внимание на фидбек. А нужно было бы через пару дней после мероприятия собрать отзывы, лучше анонимно. Узнать кому что понравилось и не понравилось, проанализировать и сделать выводы на будущее.

Компанию, где работа оплачиваемая и интересная тимбилдингом не испортишь! А где все наоборот не исправишь!

Главная же ошибка зачастую кроется в простой истине: создавать командный дух нужно постоянно, ежедневно, искренне, подходя к каждому индивидуально (услышать чаянья человека, а не давить на него).


Читайте также: Что нужно, чтобы рабочие будни радовали?


Командный дух подпитывает и качественное планирование, развитие профессионального уровня, эффективная коммуникация по горизонтали и вертикали, слаженная работа, своевременное решение конфликтов, пресечение сплетен, взращивание взаимоуважения, честности, ответственности и поддержки.

Редакция рекомендует: Дневник Миссии и ценности |Колесо Жизни Это, с одной стороны, планировщик ежедневных задач, а с другой – инструмент настройки, который поможет понять, насколько ваши личные задачи соответствуют деятельности компании. Позволяет корректировать ежедневные задачи так, чтобы они соответствовали миссии, видениям и ценностям как компании, так и вашим личным. Помогает обратить внимание на небольшие радости, наполняющие жизнь смыслом. Мотивирует рассматривать проблемы не как препятствия, а как задачи, которые необходимо решить. Вы сможете четко определить, подходит ли вам компания, в которой вы работаете; поймете, как ценности компании совпадают с вашими личными ценностями.

Мероприятия, на которых тимбилдеры стараются достичь вышеупомянутых целей, помогают людям лучше узнать друг друга, иметь общую историю это, безусловно, важно, нужно и полезно, но это только одна половина работы и проводится она не часто. А чтобы крепко сплотить коллектив для повышения продуктивности труда на благо фирмы (а не игры или соревнований), важна здоровая атмосфера в команде, устойчивая корпоративная культура, поддержание психологического микроклимата.


Евгения Рудницкая
Журналистка, путешественница

07.02.2020 00:00:00
0
916

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!