Как помочь подростку выбрать профессию: о проблемах современных детей

  • Как помочь подростку выбрать профессию: о проблемах современных детей
В этой статье вы узнаете:
  • Что такое кризис идентичности,
  • Почему детям поколения Z тяжелее выбрать вуз и специальность,
  • Как влияет на неопределенность подростков система образования,
  • Как влияет на неопределенность подростков современный мир,
  • Как влияют на неопределенность подростков родители,
  • Как взрослые могут помочь ребенку определиться с профессией
  • Как найти общий язык с подростком.

Кризис идентичности!, сказал бы Эрик Эриксон и, поправив очки, поставил бы жирную точку в вопросе. По мнению психолога, именно этот кризис превращает взрослеющего человечка из космонавта или медсестры в Незнайку и Нехочуху. Точнее, растерянность и формулировку ничего не хочу подростки выражают в ответ на бесконечные вопросы родителей, что торопят принять решение относительно вуза, специальности, профессии и вообще, что ты себе думаешь?!.

А ведь дите в это время, возможно, переживает утрату собственной эго-идентичности, его терзает вопрос самоопределения: кто я?&hellip, Порой это бедное существо не знает даже, какие носки надеть, а от него требуют решить, кем быть в будущем?! Да в подростковом возрасте дети даже не понимают, кем являются в настоящем, находятся в поиске Я - осознанно или подсознательно. Эриксон считал, что на этапе кризиса идентичности школьника, главное, что нужно - невмешательство взрослых.

  • Один ребенок переживает кризис усиленными умственными исканиями, может даже замкнуться в себе, предпочитать покой и изоляцию. И мудрый взрослый рядом даст ему тишину для размышлений, но не теряя связь и умеренный контроль.
  • У другого ребенка наоборот преобладает внешнее проявление, он нуждается во внимании и оценке, примеряет разные роли и образы, ведет себя спутано и нелогично. Мудрый взрослый не станет подавлять и такие искания личности, но также должен удерживать связь и умеренный контроль&hellip,

Проблема еще в том, что кризис идентичности проявляется с 12 до 18 лет (у взрослых тоже бывает, но в другой форме). И если родители еще как-то могут с ним совладать, то система образования не дает времени и пространства для самопоиска, а требует самоопределиться в 8-10 классе. Как бы не вздыхали мамочки и хмурили бровь отцы, а подростковая растерянность давняя беда, хотя психология нынешних старшеклассников имеет свои особенности.

Поколение Z Нехочухи и Незнайки?

Перед погружением в чтение, отвлекитесь на минутку-другую, закройте глаза, попробуйте вспомнить себя в подростковом возрасте: чем вы жили, о чем волновались, чего боялись, чего хотели, как относились к родителям и другим взрослым? Получилось? Теперь давайте договоримся. От слова к слову, от строки к строке, от абзаца к абзацу старайтесь смотреть на проблему глазами школьника, а не видавшего виды взрослого.

Да, разумеется, детство старшего поколения хоть было не так давно, а уже кардинально отличается от того, которое прошли нынешние подростки. Их называют generation Z, цифровое поколение и детьми глобализации, потому как выросли на цифровых технологиях и не знают жизни без них. Как это влияет на выбор вуза и специальности? С одной стороны расширяет кругозор, дает представление о множестве и разнообразии способов заработка и саморазвития. С другой чем больше ассортимент, тем сложнее сделать выбор.

Так, информационное пресыщение в некоторых школьниках выкристаллизовало не знаю, чего хочу, либо ничего не хочу. Что стоит за этими словами? Лукавство и безответственность? Или растерянность и страх? Тут уж нет однозначного ответа разные варианты имеют место быть и взрослые должны держать в голове их все, а не зацикливаться на одном! И помните: что кризисные периоды Нехочухи и Незнайки бывают даже у зрелого человека, вот только у взрослых уже есть опыт преодоления, а подростки сталкиваются в первые и нуждаются в помощи.

Когда ребенок не знает, как построить будущую самостоятельную жизнь, его одолевает страх. В первую очередь страх ошибки: ничего не хочу - значит не уверен, боюсь. Представьте: перед человеком открывается даже не 3 дороги, как перед богатырем, а сотни значит вариантов ошибиться гораздо больше. Хотя... это в корне неверное виденье. Родители либо другие близкие люди должны донести подростку, что в выборе послешкольного пути нет одного-единого верного, а на остальных коня потеряешь&hellip, Любой путь может быть правильным, на любом может быть и потеря, и приобретение. Тропу придется выбирать либо сердцем, либо умом и идти, помня, что практически всегда можно свернуть.

Система небезупречна, а мы ее небезупречные слуги

Одни дети еще в средней школе определяются с направлением и упорно следуют ему вплоть до трудоустройства. Таких меньшинство. Остальные уже в старших классах стараются выбрать профессию, модель бытия, мировоззрения и образа жизни. Но так получается далеко не у всех. Проблема эта комплексная, на ее формирование влияют:

  • Особенности развития психики отдельного человека и его поколения, как обозначено выше,
  • Родители и ближнее окружение,
  • Система образования,
  • Экономическая и политическая ситуация в стране, в мире.

Зачем ходить в школу и университет

Родителям посвятим строки ниже. А пока немного посетуем на систему. Образование в государственных школах мало способствует развитию у учеников самостоятельности в мышлении и действиях. Методика поощряет послушание, заучивание, соблюдение рамок. При этом не любит выхода за рамки, самовыражения и развития собственного мнения, хотя и проявляет лояльность к творчеству. Безусловно, в отдельных школах, в подходах отдельных учителей бывает смещение акцентов в ту или иную сторону, но это исключения.

Со временем взаимоотношения ученик-учитель сводятся к чисто зарабатыванию оценок. Дети ноют, мол, зачем учиться, зачем в школу ходить&hellip, Они еще не готовы думать на перспективу и не понимают объяснений. Над несформированной душой, психикой и сознанием повисает тяжелая тень системы: закончил школу иди в университет потом на работу и ни шага влево-вправо.

И вот заколдованный круг. Те, кто идут в вуз без желания учиться, выпускаются пустышками, поэтому работодатели, сталкиваясь с магистрами на бумаге и второкурсниками-умницами, все меньше смотрят на корочку. Из-за того, что без диплома можно устроиться на высокооплачиваемую работу, школьники не видят смысла протирать штаны еще 5 лет ради какой-то одной специальности. Подливает масло в огонь, что за последние годы часть профессий изжила себя, еще часть на грани исчезновения, поэтому взрослым специалистам приходится переучиваться. Так, из-за отсутствия мотивации учиться в вузе, подростки не знают куда поступать, а если и поступают, то неохотно учатся и выходят пустышками.

Что делать?

Разобраться действительно ли нужно идти в универ и зачем? Для обучения будущей профессии? Ах, блажен тот, кто верит! Мало в наших университетах учат профессии, она приходит с опытом работы по специальности&hellip, А вот для саморазвития да. Для расширения кругозора да. Чтобы научиться добывать и обрабатывать информацию тоже да. Та даже просто для того, чтобы углубиться в интересующую область и получать удовольствие от того, что учеба как хобби! Тогда ребенок будет учиться! И не страшно, что не пойдет работать по специальности. Зато будет психически здоровым и образованным человеком, а профессия - дело наживное. Тем более, что будет время на подумать и на психологическое взросление, плюс в вузе прививаются общеразвивающие дисциплины, которые помогают морально подготовиться к взрослой жизни, сформировать мировоззрение и карьерные предпочтения.

Что принесет завтрашний день

Я определилась с профессией еще в 7 классе. Хотела стать журналистом, чтобы часто ездить в командировки. Однако к тому времени, как устроилась на работу, появился интернет. Чем сильнее он развивался, тем больше командировки корреспондентов сходили на нет.

Что видим сегодня на рынке труда: быстро меняются не только схемы работы отдельных специальностей, некоторые профессии вовсе умирают, некоторые деформируются до неузнаваемости, а сколько нового появляется?!

Отчасти это вдохновляет, закаливает стрессоустойчивость и стимулирует учиться быстро адаптироваться к новизне. Отчасти поселяет страх и неуверенность в завтрашнем дне, что сквозит среди родителей и передается детям. Тем более, пытливый ум, интерес к взрослым темам и более свободный доступ к интернету позволяет даже 10-12-летнему школьнику понять, что завтра все может кардинально поменяться: в тихом уютном городе вдруг грянет война, некоторые страны исчезнут с карты, выбранная мною сегодня профессия через пару лет уже станет не востребована&hellip, Как думаете, наблюдая шаткость мира и скоротечность перемен, может ли сегодняшний 8-9 или даже 11-классник определиться с будущей профессией и есть ли в этом смысл?!

Что делать?

Не запугивайте ребенка, что специальность красная нить всей его жизни! Позаботьтесь о том, чтобы старшеклассник выбирал не профессию, а направление, в котором сможет развивать склонности и таланты.

Мне уже 45, а я до сих пор не решил, кем хочу стать

Родители желают своему чаду добра и стараются подсказать, как лучше. Но откуда знают, как лучше ему? Нередко они задают неправильный курс, сбивают с толку. Такое бывает, когда находящиеся рядом с подростком взрослые:

  • с ограниченным кругозором,
  • не могут отрешиться от собственных комплексов и фобий,
  • настаивают на конкретной профессии, которая ребенку не близка,
  • мешают школьнику подумать, постоянно капают на мозги,
  • имеют предвзятое отношение к детям,
  • испортили отношения с ребенком и являются для него антиавторитетом,
  • сами не знают, чего в своей жизни хотят.

Да-да, среди старших поколений тоже распространено явление растерянности, непонимания своих желаний и целей, неудовлетворенности жизнью и поиск новых ролей. Психологи констатируют: подобные искания признак потребности личности в развитии. Если испытывая его, человек самосовершенствуется, изучает и практикует что-то новое, развивающее, созидательное это мотивирует подростка. А вот разрушительно влияет на ребенка, если вместо саморазвития родители впадают в ступор, депрессию, раздражительность, озлобленность, сами не знают, чего хотят и другим (родным, подчиненным) выставляют противоречивые нелогичные требования.

Как помочь подростку в выборе профессии? Не навреди!

Нет общего рецепта, который поможет всем. К каждому - индивидуальный подход. Нужно понять его радости и чаяния, что мотивирует, а от чего опускаются руки, что дается легко, а что не по зубам, какие таланты и в каких областях слабо развит? Соответственно, важно понимать и чувствовать, каким тоном и языком разговаривать, чтобы подросток ответил, что думает, а не то, что от него хотят услышать. Разумеется, все это считывается в процессе взросления...

Есть дети, которым можно дать полную волю и свободу, чтобы расслабились и почувствовали себя, свой внутренний мир, подумали... Такие дети часто уверены, что они знают лучше, а потому слушаться не станут.

Есть дети, на которых даже нужно надавить, настоять, навязать решение. Если этого не сделать, то так и будут болтаться, ничего не понимая. Важно учитывать: родитель навязывает выбор с учетом интересов ребенка, а не своих! Плюс нужно обсудить, что дите в праве сменить место учебы, если вдруг четко осознает, кем хочет стать.

Между этих крайностей бесконечное количество вариантов, как поступить в столь непростой ситуации. Например:

  • Пойти от обратного: выяснить, чего точно старшеклассник не хочет, потом углубиться в оставшееся.
  • Пройти профориентационные беседы с психологами.
  • Посмотреть с другого ракурса: например, выбрать какой-то интересный вуз (Черновицкий национальный университет симпатизирует школьникам из-за схожести с Хогвартсом) или город (Одессу из-за близости к морю), в котором хотелось бы учиться ведь это тоже может быть мотиватором.
  • Не основной, а вспомогательный вариант. Лет в 12-14 дети вступают в возраст, когда им нужны авторитетные взрослые, но не родители. Если у вашего школьника есть такой взрослый, обратитесь к нему за помощью.

Как найти подход к подростку

Если проблема созрела, когда перед вами не малыш с букварем, а длинноногая красотка или басоголосый юнец не значит, что поезд уехал, хотя и сесть в него уже гораздо тяжелее. С этого момента больше наблюдайте за человечком. Отгоните свое эго и рациональный взгляд! Настройтесь на волну ребенка, станьте на его место (забудьте все что знаете о жизни).

Родители часто тянут дитя на свой уровень. Но оно не знает взрослой жизни, а потому хоть из кожи лезь, не сможет соображать так как вы&hellip, А вот мамы и папы были детьми, были подростками, так попробуйте же спуститься со своего пьедестала мама лучше знает и стать на уровень школьника. Прочувствуйте детские страхи и неуверенность, лень и усталость от того, что большую часть жизни приходится идти против воли (рано вставать, делать домашку, хорошо себя вести)&hellip, но этот маленький человечек находит силы делать так, как говорят большие люди. Подумайте, как помочь этому живому существу, как его мотивировать, а не давить и ломать в очередной раз.

Объясните школьнику, что его выбор не путь в один конец, что факультет еще не будущая профессия. Если поймет призвание, то сможет сменить место учебы/работы. Объясните, что в быстро меняющемся мире нужно научиться обучаться и меняться, а не закостенеть на одном месте. И не теряйте нить, что даже при смене деятельности, ответственность за решения и поступки никто не отменял. Просто нужно быть готовым не к жизни без ошибок, а к жизни, в которой ты готов исправлять ошибки и учиться на них.

В конце концов, поймите: не столь важно, куда пойдет учиться ребенок и какую профессию выберет&hellip, Важно, чтобы стал действительно хорошим человеком! Помогите, а не калечьте, превращая в зажатого, закомплексованного, неуверенного и озлобленного неврастеника. Позвольте личности развиться в конструктивном и созидательном русле.



Евгения Рудницкая
Журналист, путешественник


05.03.2020 00:00:00
0
132

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!
Хотите, мы Вам перезвоним?


© Интернет-магазин «Колесо Жизни»
Принимаем к оплате: