Татьяна Спирина - Коуч, тренер по сторителлингу, автор технологии Сoach
Stories™, проекта #годписателя, основатель Киевской школы сторителлинга Do
Stories!
У вас есть мечта открыть собственный бизнес или реализовать
социальный проект? Превратить ее в реальность и привлечь внимание других людей поможет
интересная история. Самое короткое определение истории содержит всего два слова:
≪факт≫
и ≪эмоция≫.
Факт отражает событие, которое мы переживаем через эмоции.
Биохимия личной истории
Механика влияния истории на слушателя проста. Когда история вызывает у человека различные эмоции, он начинает
сопереживать герою, и в организме выделяется гормон окситоцин. Этот гормон
способствует усилению эмпатии и доверия.
Сопереживая герою, человек будто проживает с ним его путь –
в работу включаются зеркальные нейроны головного мозга, а в организме происходит
выделение в небольшом количестве гормона стресса – кортизола, что делает
человека щедрее.
Именно поэтому искренняя личная история помогает вызвать
доверие и привлечь внимание к вашей мечте. Активнее всего люди реагируют на шесть
эмоциональных состояний (формула «6 С»: страх, смерть, секс, смех, сенсация, страсть).
Но не стоит ограничиваться только этим набором. Кроме эмоций, хорошая история должна
быть искренней, честной, конгруэнтной и виральной. Нужно сделать так, чтобы
ваши слушатели захотели рассказывать ее другим.
Алгоритм истории о мечте
1.
Сформулируйте ключевую мотивацию – «Зачем я
делаю то, что делаю?»
Людям уже неинтересно просто покупать товары и услуги, им
интересна ваша мотивация.
Объясните им, с каким именно событием в жизни связано
появление этой мечты. Как она у вас появилась? На каком фундаменте опыта и
знаний основывается ваша идея? А может быть, это новый вызов для вас, и вы
начинаете все с чистого листа? Тогда расскажите о своих личных качествах и
ценностях, на которые опираетесь.
Главное – не забудьте о ключевой нити истории.
Она формулируется, исходя из ответов на вопросы: ≪Зачем
вы хотите сделать это?≫, ≪Что это даст вам и другим людям?≫
Ответьте на них искренне – и вы найдете суть вашей мечты.
2.
Подготовьтесь
к созданию истории для аудитории.
Ответьте, пожалуйста, на эти вопросы до того, как начнете
составлять историю о вашей мечте:
1. Зачем вы будете рассказывать именно эту историю?
2. Чем она интересна лично вам?
3. Что вы хотите пережить, прочувствовать в вашей мечте?
4. Каковы ваши личные ценности, экспертный опыт и видение,
которые привели к тому, что вы рассказываете эту историю именно здесь и сейчас?
5. Кто ваша аудитория? Почему именно они должны услышать эту
историю? Одну и ту же историю можно подать для каждой аудитории по-разному.
6. Какие выводы сделают слушатели из вашей истории?
Совпадает ли это с вашими целями (см. п. 1)?
7. Почему эта история важна? Что вы получите в результате,
когда поделитесь этой историей?
Не торопитесь. Представьте свою мечту в самых мельчайших
подробностях и деталях.
Чтобы аудитория вовлеклась и прониклась вашей идеей,
проработайте следующий шаг и еще раз проанализируйте вопросы, которые помогут
создать историю для аудитории.
3.
Обратите особое внимание на детали.
Наш мозг воспринимает реальность и фантазии одинаково. Чем
лучше он ≪увидит≫ картинку перед собой, тем больше нейронных
связей для ее реализации сформирует. Помните?
Представить – значит поверить! Чтобы максимально четко описать
детали истории, представить картинку самому и показать ее другим, используйте технику
«КВАК»: картинка – визуальное – аудиальное – кинестетическое описание. Ответьте
на вопрос ≪Как выглядит
ваша мечта?≫ и запишите:
• Что, кого и где вы видите? Опишите цвета, которые вас окружают,
что расположено в близкой и дальней перспективе, во что вы одеты, кто или что
находится рядом с вами…
• Что вы слышите? Это могут быть звуки, шумы, шорохи,
музыка, тишина, слова.
• Что вы чувствуете? Вкус, запах, ощущения в теле…
Выберите самые яркие детали и включите в историю о своей
мечте. И самое важное: верьте в себя и то, что вы и есть главный волшебник в
своей жизни! Пишите и рассказывайте о своих мечтах, воплощайте их в жизнь.
Счастливых вам историй!