Когда смыслы
исчерпываются и остается нагромождение пустой формы, зарождаются новые
тенденции. Так, в искусстве ХХ века появились авангардисты, абстракционисты и
модернисты, которые вместо пустоты и фальши вычурных форм вложили максимум
смысла в минимум формы.
Сегодня ярко
проявляется тенденция минимализма и тотального увлечения хюгге, от стиля жизни
до оформления интерьеров.
Мы знаем, что
«встречают по одежке», но если глубже изучить историю, то увидим интересную закономерность:
в каждой эпохе люди разных сословий стремились произвести неизгладимое впечатление
на окружающих. Это и позолоченные колонны древнего Египта, и величественный Пантеон
богов в Древней Греции, и дворцы эпохи Возрождения, и доходящий до абсурда
маньеризм... Можно продолжать этот список до наших дней. Порой желание
произвести впечатление превращается в темы для анекдотов (правда, скорее печальных,
чем смешных). Империи поднимались и падали, мировоззрение менялось, мир дважды вступал
в войну, а искусство, философия и интерьер всегда искали новые способы для
выражения коммуникации с окружающим миром. Что же из этого получилось?
АР-НУВО VS
АР-ДЕКО
Промышленная
революция уверенно меняла жизнь, торговлю, политику и человеческие ценности. Но
не модернизмом единым известно то время. Находились художники, дизайнеры, архитекторы,
которые возвращались в своих работах к природной простоте и естественности. К примеру,
Arts & Crafts, возглавляемые Уильямом Моррисом, пытались повернуть
социальный курс вспять. Так, легкий вздох романтизма дал увесистый пинок для развития
стиля модерн (ар-нуво). «Новый стиль нового века» охватил декоративное и
изобразительное искусство, архитектуру и дизайн интерьера.
Дальше – больше.
Революционный тон европейского искусства отражал растущий отказ от традиционных
понятий социального класса и аристократии. Вскоре после Первой мировой войны
натуралистические проекты ар-нуво были вытеснены промышленно ориентированным, ослепительным
и нарочито «киношным» ар-деко.
Хотя «деко» предназначался
для становления в качестве выдающегося стиля нового поколения, в начале Великой
депрессии в 1930 году его торжественное шествие приостановилось.
К тому моменту мы
уже получили огромный багаж установок с использованием текстиля, мебели, обоев
и другого декора в интерьере. В любом из предыдущих (исторических) стилей
красота в доме всегда была привилегией, доступной только обеспеченным людям.
Уровень сложности (читайте: «хвастовства») в дизайне был прямым отражением
социального статуса, поэтому «больше» почти всегда означало «лучше». Однако
после войны эти установки начали стремительно меняться, и модернизм, частично
начавшийся параллельно с модерном, стал приобретать новую форму.
КУРС НА
СКАНДИНАВИЮ
Скандинавия – не
одно конкретное место на карте мира. Она объединяет страны с разной культурой и
системой ценностей. Традиционно сюда причисляют Норвегию, Швецию и Данию, но
недавно это определение было расширено, и в него вошли Финляндия, Исландия и
даже Гренландия. Конечно, между этими странами существует некоторое историческое
и культурное сходство. Но не будем забывать и об отличиях. История о том, как
они объединились под одним знаменем домашнего декора, – одна из наиболее
интересных в дизайне.
Она начинается с
изменения социальной философии в конце XIX века.
Революционный тон
европейского искусства отражал растущий отказ от традиционных понятий
социального класса и аристократии В конце 40-х – начале 50-х гг. ХХ века мир дизайна
искал противоядие от «старой школы».
Новая философия
заключалась в том, что красота, однажды «зарезервированная» для богатых людей,
и функциональность, требуемая массами, могут объединиться в одно целое. Вещи
больше не делают своего хозяина лучше или хуже. Такие продукты должны быть
одинаково доступными для всех. В то же время в области дизайна в разных скандинавских
городах проводилось множество тематических конференций – они-то и поспособствовали
сплоченности во мнениях и взглядах.
Итак, скандинавский
дизайн стал одним из самых популярных и знаковых стилей в XX – XXI вв.
Такие имена, как
Альвар Аалто, Арне Якобсен, Ханс Вегнер, Ээро Арнио и Ингвар Кампрад (основатель
IKEA), создают не просто региональный стиль вроде нашего «евроремонта». Эти
имена действительно творили историю! Они создали причины, которые влияют почти
на каждый аспект дизайна с середины 1950-х годов.
Стоит заметить,
что, хотя формирование скандинавского стиля началось в 40-х годах ХХ века, сам стиль
получил узнаваемые черты только в начале 50-х. Одним из первых шагов к
всемирному признанию стало создание премии Lunning (в честь Фредерика Луннинга,
нью-йоркского импортера датских проектов). Премия считалась «Нобелевской
премией» в скандинавском дизайне и была впервые присуждена в 1951 году, а в
1954-м редактор журнала House Beautiful Элизабет Гордон организовала
передвижную выставку лучших дизайнерских проектов в скандинавском стиле.
ПРОСТОТА И
КОМФОРТ В ДЕТАЛЯХ
Современный мир,
пресыщенный визуальным и информационным мусором, все больше тянется к простоте. Все чаще в темах о стиле жизни и дизайне
жизненного пространства встречаются слова «лаконичный», «простой», «эргономичный»,
«дышащий». Они совсем не вяжутся с хрустальными сервизами в витринах и
медведями на рисунках настенных ковров.
Уровень сложности
(читайте: «хвастовства») в дизайне был прямым отражением социального статуса, и
поэтому «больше» почти всегда означало «лучше»
Уровень сложности
(читайте: «хвастовства») в дизайне был прямым отражением социального статуса, и
поэтому «больше» почти всегда означало «лучше» да остается стильным для глаза и
функциональным для жизни. Передвижные этажерки не загромождают стены, светильники
и торшеры можно легко перемещать по дому – так и свет экономится, и создается дополнительный
уют, определенная камерность жилых зон. Естественные текстуры, такие как дерево
и камень, отсутствие штор и ковров, экологичные материалы – все это
подчеркивает элегантную минималистскую эстетику без суеты и лишнего пафоса.
Допустимы вязаные
коврики, пуфы и пледы грубой вязки. Кожаные ручки на мебели, растения в напольных
горшках или стильные суккуленты. Иногда в дополнение расставляют свечи и
декоративные фигурки, на стенах в простых рамках размещают мотивирующие цитаты
или дизайнерские принты. Но при всей большой любви к деталям – никакой свалки и
пылесборников.
В мебели, конечно,
стоит обратить внимание на столы и кровати, которые легко сложить и разложить.
Стулья-трансформеры и полки, которые будто прячутся в мебельные формы. В
последнее время в моду вошли акцентные диваны или кресла с бархатной обивкой.
Еще раз читаем слово «акцентные», и вуаля – никакой перегруженности и китча.
Хюгге – это стиль
жизни, умение получать удовольствие от простых вещей и создавать из них
наполненную смыслом красоту В текстиле пальма первенства отдана льну, хлопку и
шерсти. А вот паттерны могут быть от ярких маков «Маримекко» до серо-голубой
ненавязчивой геометрии. Не забудьте добавить стильную посуду, пробку в качестве
подставок и журнальные столики, которые легко трансформируются в стульчики для
сидения, стоит только добавить подушку.
Отныне новый подход
к дизайну сочетает в себе красоту, простоту и функциональность. Ни один интерьер
в скандинавском стиле не будет сделан для того, чтобы «похвастаться перед
соседом».
Тут все – только
для себя и своего личного комфорта, чтобы в доме было правильное пространство,
в котором легко дышать и просто жить!