Йогин – о 9-летнем опыте тишины

  • Йогин – о 9-летнем опыте тишины
В этой статье вы узнаете:
  • Интервью с йогином о 9-летнем опыте ретрита,
  • Практика сущностной медитации для всех.

Как порой хочется по-настоящему отдохнуть от бесконечного потока размышлений, мыслей, решений&hellip, Но даже медитация не всегда спасает от информационого шума долгожданное освобождение и расслабление не наступают. Городской йогин Евгений Таковский рассказал КЖ, как быть пробужденным в контексте своей повседневной жизни.

Евгений Та́ковский

Городской йогин, выполнивший ламаистский строгий уединенный медитативный ретрит длительностью 9 лет в предгорье Гималаев (гора Шивапури, Непал), мастер спорта по плаванию, капитан спецназа, целитель, основатель Киевской Йога Студии (опыт преподавания йоги более 20 лет), автор проекта Rigpa-Yoga

Как вы решились на 9-летний ретрит?

Так сложились обстоятельства. Сейчас я вижу, что это стало следствием моих действий в прошлых жизнях. А здесь все началось с шутки. Моя на тот момент супруга захотела учиться в буддийском университете в Катманду, а я как супруг понимал, что любящим сердцам долго находиться на таком большом расстоянии друг от друга противоестественно. Тогда я сказал, что поеду с ней, и пока она будет учиться, я буду в горном монастыре сидеть в трехлетнем ретрите. Шутка переросла в серьезные мысли об этом шаге и в конце концов обратилась в реальность. Но три года плавно переросли в девять лет...

Как проходил этот ретрит?

Закрытый строгий традиционный ретрит проходит просто: каждый день четыре сессии медитации по три часа. Подъем в 4 часа утра, и первая сессия до 7:00. Потом перерыв на завтрак и прогулку, а с 9:00 до 12:00 вторая сессия. После этого опять перерыв на отдых. Третья сессия с 14:00 до 17:00, четвертая с 19:00 до 22:00. И так каждый день, без выходных.

Какая мотивация должна быть у человека, чтобы это делать?

Мотивация одна сострадательная. Наша практика, и ретриты в том числе, выполняется для того, чтобы освободить от страданий всех живых существ. Это называется Путем Бодхисаттвы, и его основа сострадательная мотивация, желание помочь всем без исключения чувствующим существам. Тип восприятия, который есть у нас, называется буддийскими Мастерами и Учителями омраченным, страдательным, концептуальным типом восприятия, то есть восприятием, в котором есть цепляние за воспринимаемые объекты, со всеми вытекающими последствиями.

В ретритах же мы привыкаем к уму, в котором есть пространство, то есть открытому уму. Уму, который захватывает всех живых существ. Желая помочь всем, мы естественным образом приходим к этой открытости, к этой пробужденности на уровне ума. Ради того, чтобы тренироваться и привыкать к пробужденному состоянию ума за пределами всех страданий, чтобы поделиться этой свободой и счастьем со всеми, мы идем в эту практику.

В принципе пробужденность всегда присутствует в основе даже самого замороченного и проблемного состояния ума. При всех ментальных движениях между мыслями всегда присутствует промежуток пробужденная тишина. Он очень короткий, но есть. В ретрите мы просто смотрим в свой ум и самоосвобождаем все, что в нем появляется.

Тишина это символ пространства. Она включает в себя все и всех. А пространство по сути символ открытого восприятия. Все эти термины перекликаются друг с другом: тишина, пространство, ум Будды, вмещающий в себя всех живых существ, пробужденный ум, ум за пределами страданий, реализация, нирвана&hellip, Это все из одной области.

Как принять тишину в себе?

Страх приближения к тишине говорит о том, что это не та тишина. Это тишина, которую очень хорошо описал Ницше: Если долго смотреть в бездну, то бездна начнет смотреть в тебя. Пространство, или пробужденный ум, это не бездна и не пустота, в которой ничего нет или живут монстры. Страх говорит о том, что человек не пришел к нужному типу восприятия, он занимается чем угодно, но не практикой медитации. Он вроде бы медитирует, но на самом деле концентрируется.

Двойственный, омраченный формат когда есть тот, кто медитирует, есть объект медитации (на самом деле концентрации) и сам процесс. Это разделение говорит о том, что мы все так же тренируемся в том, что и так прекрасно умеем.

Медитация, которую, не постесняюсь этого слова, практикуют почти все в йога-центрах, это концентрация. Там бездна, и там страшно. Причина в том, что в этом состоянии есть омраченная эмоция, есть переживания и страх будет, с чем люди и сталкиваются. Там есть работа и напряжение, потому что мы цепляемся за объект медитации.

Когда мы тренируем пробужденное состояние ума, то занимаемся настоящей медитацией в ней самоосвобождаются любые состояния, мысли, эмоции, и страх в том числе. Мы уходим в основу. В этой основе наш ум объединяется со всем. Там пустота, в которой есть все. Она наполнена. Человек включается в жизнь, начинает чувствовать текущее мгновение, полноценно присутствовать в ситуации: он в радости, на 100% здесь и сейчас.

По сути, пробужденная медитация, то есть осознавание природы ума, приводит к тому, что мы наконец-то начинаем жить. Мы проявляемся в текущем мгновении и открываемся ему. Воспринимаем все, что есть здесь и сейчас.

Мой коренной Учитель Тулку Чоки Нима Ринпоче советует привыкать к своей природе короткими промежутками (ведь мы не можем долго находиться в пробужденном восприятии), но почаще.

Наше обыденное сознание всегда работает в напряжении, оно воспалено. А если мы будем тренироваться в пробужденном состоянии ума, то наша задача сведется к простому отпусканию этой хватки восприятия. Наше мышление то, что заставляет нас страдать, не присутствует на этом базовом уровне.

Перед тем, как я пошел в ретрит, мой Учитель сказал: Мышление это омрачение, это и есть все сонмы демонов. Если это осознать и принять всем сердцем, то дальше практиковать медитацию будет просто. Вы будете легко понимать, когда вы пребываете в медитации, а когда в омрачении, когда вы в нирване, а когда в сансаре. Но ваше восприятие должно быть не заблокировано, потому что отсутствие мышления может быть также связано и с тем, что вы очень сильно на чем-то сконцентрировались.

Практика привыкания к внутренней тишине включает в себя все: тишину, пустотность, наполненную пустотность. Все объекты и субъекты, все явления захватываются пространством, пустотностью, и они проявляются из этого пространства, из этой пустотности. Когда мы тренируемся, становимся всем, тогда нет разделения на я и другие, тогда нет реальной возможности причинить самому себе вред. Потому и говорится, что в пробужденном состоянии ума сострадание прописано. По-другому не может быть: если в этой открытости все воспринимается как я, то как правая рука может причинить вред левой?! Это абсолютное отличие. Это основа сущностного, пробужденного состояния ума.

Что такое настоящая непривязанность?

Самая показательная картинка это любовь. Когда один человек говорит другому, что больше его не любит, у второго возникает сильная ментальная боль, которая переживается гораздо острее физической. Пережив такое, дальше очень сложно любить, потому что болезненный опыт диктует опасения: а вдруг опять?! Эту мысль приносит наш омраченный ум. Но настоящая любовь и страдания несовместимы.

К сожалению, в большинстве случаев мы воспринимаем любовь не как желание счастья близкому человеку и объекту любви, а, скорее, как страстное желание обладать им, что к любви не имеет никакого отношения. Если нет желания обладать значит, и боли при расставании не будет, не возникнут омраченные эмоции, не будет цепляния за объект желания. Это не значит, что любовь ушла, это значит, что она настоящая.

Когда человек тренирует пробужденное состояние, привязанности не формируются. Появляется спокойное принятие ситуации, понимание того, что все происходит к лучшему. Проблема ведь не в том, чего у нас нет, а в том, что мы ни на секунду не можем остановиться и насладиться тем, что у нас есть, мы всегда чем-то недовольны. Это привычное состояние нашего омраченного ума.

Практика сущностной медитации для всех

  1. Как можно чаще выезжайте или выходите на природу: в парк, в лес, на реку, на море, океан куда угодно. Объединяйте свой ум со всем пространством, которое вы видите.
  2. При любой возможности сидите у живого огня возле камина, на берегу реки или в лесу возле костра.
  3. Практикуйте пробужденный цикл дыхания. Когда выходите из любого закрытого помещения и оказываетесь на открытом пространстве остановитесь. Объедините свой ум с тем пространством, которое вам открылось за один цикл пробужденного дыхания.

Техника пробужденного дыхания в течение дня

На улице:

Выйдите из здания, поднимите голову, обратите внимание на внешнее пространство, вдохните (со вдохом мы объединяем свое восприятие с внешним пространством) и выдохните, поддерживая пробужденный тип восприятия. В этом открытом состоянии, полноценно присутствуя в текущем мгновении-ситуации, двигайтесь по своим делам.

Перед тем, как сесть в машину или зайти в другое здание, опять остановитесь, поднимите голову и проведите еще один цикл пробужденного дыхания. Только потом заходите. Хорошо, если на полпути между зданиями вы еще раз остановитесь и вернетесь к полноценной жизни. Всего за один такой цикл пробужденного дыхания мы возвращаемся к своей изначальной природе-мудрости. Дышите, живите!

В закрытом помещении:

В этом случае можно опираться на внутреннее пространство оно тоже бесконечное и не ограничено телом. Чувствуете, что к середине рабочего дня устали от шума, от нагрузки вдохните, верните себе открытость через опору на внутреннее пространство и выдохните, продолжая тренироваться в восприятии без цепляний. С выдохом проблема самоосвободится, исчезнет ощущение давления и дискомфорта. Это нужно делать с открытыми глазами, чтобы не блокировать восприятие и быть в моменте, вместе с коллегами, находящимися рядом. Вы среди них остаетесь самым адекватным текущей ситуации человеком, который вернул себе свежесть, ясность и полноценное восприятие жизни.

Сразу после сна или перед сном:

Проснулись. Не переключайте будильник на следующий сигнал оп, сядьте на кровати и сделайте пробужденный цикл дыхания, после чего побудьте в открытом восприятии без цепляний 3060 секунд. Поддерживая открытость-пробужденность, входим в новый день. То же самое хорошо делать и перед сном.

Хорошей всем медитации в жизни!

Полное интервью опубликовано в журнале-тренинге Колесо Жизни № 6 (130) 2019.



Евгений Та́ковский
Городской йогин, целитель, основатель Киевской Йога Студии, автор проекта Rigpa-Yoga


24.01.2020 00:00:00
0
150

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!
Хотите, мы Вам перезвоним?


© Интернет-магазин «Колесо Жизни»
Принимаем к оплате: