Лидерство в системах повышенной сложности – интервью

  • Лидерство в системах повышенной сложности – интервью

Адаптироваться к новым условиям и выйти на новый этап развития могут далеко не все компании и лидеры. Стратег по организационным трансформациям Владимир Павелко поделился с «КЖ» экспертным опытом, что важно для современных управленцев.


Владимир Павелко

Основатель агентства стратегических решений TransformWISE; член наблюдательных советов международных и украинских компаний; преподаватель.


– Как изменились сегодня принципы конкуренции?

– За последние годы произошли огромные изменения. Раньше достаточно было вывести на рынок уникальный продукт, получить конкурентное преимущество – и выиграть гонку. Так было до начала ХХ в. Например, Генри Форд создал уникальный продукт – автомобиль, при этом добавил к нему процессы, запустил конвейер и сказал: «Клиент сможет получить автомобиль любого цвета, при условии, если этот цвет – черный».

После 50-х годов. подход «уникальный продукт плюс процессы» приобретает массовость. Вспомним пример Японии, которая выиграла экономическую конкуренцию у США. Помог ей в этом американский статист Эдвард Деминг, который в рамках гуманитарной помощи был отправлен в Японию читать лекции. Одним из его условий было то, чтобы на лекциях присутствовали первые лица: SEO или владельцы бизнеса. Только в таком случае лекция проходила.

Таким образом мир конкурировал до конца ХХ в., когда начала падать индустриальная эпоха. Вместе с ней появился запрос на новые модели управления в бизнесе. По скорости изменений мы не успеваем приобрести необходимые компетенции. Поэтому мир движется в направлении создания ключевых альянсов с другими игроками, которые «делятся» с тобой необходимыми компетенциями для удовлетворения потребностей клиента. Начало XXI в. – это время, когда первоочередной становится способность управлять ключевыми альянсами. Посмотрите на компанию «Хонда», где на аутсорсинге находятся примерно 70% всех процессов. Сегодня мы конкурируем культурой связей.

– То есть сегодня конкурируют не компании, а экосистемы?

– Да. Мышление экосистем заключается в том, что мы понимаем, что делаем лучше, а все остальное в производство продукта вкладываем через ключевые альянсы. Именно в этом заключается мышление последних 30 лет. Выигрывают те, кто способен объединиться даже с конкурентом для удовлетворения потребностей своего клиента.

Не обязательно самому выстраивать экосистему. Достаточно осознать свое место в существующей бизнес-экосистеме. Важно присоединяться к «здоровым» системам: чем «здоровее» экосистема, тем больше шансов вы имеете на мультипликацию своего бизнеса. Можно сказать, что уровень конкуренции сегодня – это управление сложными системами и активами, которые вам не принадлежат.

– Почему в Украине не складывается сотрудничество конкурентов?

– Как говорил Питер Друкер, «культура съедает стратегию на завтрак». А мы имеем культуру недоверия. Мы несколько опаздываем за цивилизованным миром, и это совершенно естественно. Мы проходим свой этап развития в социальных, национальных, политических и экономических процессах. В этом нет ничего плохого. То, что началось в западном мире 50 лет назад, задело нас только сегодня. И хорошо, что дошло вообще. Потому что в некоторых странах продолжают мыслить категориями «чем больше земель, тем я могущественней». Однако Украина и украинцы идут своим путем.

Беседовали Инесса Кравченко, Наталья Тлумацкая

Полную версию интервью читайте в журнале «Колесо Жизни» №3 (139), 2021 «Дыхание Воли и Чести»

13.07.2021 17:04:05
0
243

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!