Тонкости чайного ритуала: как чай возвышает сознание

  • Тонкости чайного ритуала: как чай возвышает сознание
В этой статье вы узнаете:

  • Разница между чаепитием и чайной церемонией,
  • Как проходит чайный ритуал,
  • Классификация чая и его влияние,
  • Что дает чайная церемония.

Распространенная сегодня китайская чайная церемония это не просто дань моде, а возможность создать атмосферу соединения и сонастройки для многих людей.

В наше время мы все чаще можем встретить китайскую чайную церемонию в публичном и социальном пространствах города. Зачастую это презентация иного культурного продукта, который успешно интегрируется в современную жизнь мегаполиса и обладает рядом привлекательных особенностей. Однако можно наблюдать и определенную тенденцию мифологизации и догматизации в этой теме, что закономерно, как и вообще болезни роста. В этом ключе попытаемся разобраться, в чем же чайная церемония привлекательна и функциональна для современного человека и как не создать из этого очередного кумира на потеху злобным скептикам.

Существует условное различие в форматах китайской чайной церемонии, так называемой гунфу ча, и чаепития пин ча. В целом они отличаются глубиной погружения и строгостью формы.

Чайная церемония изначально предполагает особый повод, настрой и состояние внимательности в течение всего чайного ритуала. Это очень хорошо заметно на примере японской чайной традиции, корни которой находятся в китайской культуре. Здесь чайная церемония предельно строга по форме и регламенту, но направлена на сакральные цели. Именно разделение сакрального и обыденного измерений в обычной человеческой жизни и является главным отличием церемонии и чаепития.

При этом цели практикующего Путь чая (образное обозначение китайской чайной традиции в языке дао) преодоление этого разделения и обретение изначальной целостности и естественности события.

Китайская чайная церемония имеет ряд модификаций с учетом культурно-географического контекста огромного культурного пространства Поднебесной. Так, можно различить как минимум такие ее формы:

  • фуцзяньскую (горы Уишань)

  • тайваньскую

  • сычуаньскую

  • юннаньскую

  • пекинско-столичную

  • чаочжоусскую

При этом базовые принципы и подход к чаю едины во всех этих формах, поскольку дао пронизывает все, как принято говорить в Поднебесной.

Как проходит чайный ритуал

Итак, рассмотрим сам процесс чайного ритуала на примере чаепития пин ча с беседой о сущностных вещах. Как правило, такие беседы предполагаются в процессе чаепития. Начинается сам процесс с подготовки чайной посуды, которая располагается особым образом на специальной чайной доске ча бань. Посуда прогревается кипятком и таким образом готовится принять чай. Далее происходит знакомство с самим чаем в сухом виде все гости, по очереди согревая дыханием чай, настраиваются на его тонкий аромат, оценивают вид и форму сухого чайного листа. Это процесс оживления спящего чая до его заваривания очень важный этап для сонастройки всех гостей пространства чаепития.

Далее начинается заваривание чая, которое может происходить до 10 и более раз с короткой выдержкой чайных листьев в горячей воде (быстрое заваривание, почти не настаивая). Интересно, что по традиции используется два главных заварочных сосуда: чайник отец чая, а также чаша справедливости мать чая. Это позволяет быстро и точно заваривать чай, символически воссоединяя мужской и женский первопринципы во время чаепития. При этом в результате такого взаимодействия рождается и сам чай, который наливается в малые чаши-пиалы и предлагается гостям. Также он является подношением всем тонким сущностям, присутствие которых предполагается в общем поле чаепития.

Важно отметить, что в ходе чаепития мы преследуем довольно простую, но глубокую цель интегрировать свое состояние со временем и местом. Поэтому с точки зрения общения, коммуникации, взаимодействия чай является посредником, проводником, медиатором и резонатором для каждого присутствующего на чаепитии, и таким образом порождается общее поле взаимодействия. Для этого строго соблюдаются принципы круга, движения по часовой стрелке и использования обеих рук. Все предметы передаются и принимаются только двумя руками. Одна рука это отсутствие баланса, две руки это движение от сердца к сердцу это один из базовых принципов чайной церемонии. Тот же, кто заваривает чай, называется чайным ведущим. Более высокий статус, подразумевающий духовный подтекст, чайный мастер. Такой человек проводит энергию чая, заваривая его для всех собравшихся, выполняя особую роль и беря на себя довольно большую ответственность.

Цель проведения совместных чаепитий глубоко уходит в социальную природу человека. Так, в языке японского дзена есть термин итидза это совместное сидение в единении, обязательное условие со-творчества и со-бытия. Это именно та цель практики Пути чая, которая имеет духовное основание, когда человек, взаимодействуя в рамках чаепития, попадает в пространство, где проявляется это соединение в общее поле и чай растворяет границы эго. Этот эффект совместности, соединения есть и в высшем слое чайной культуры в направленной в Небо (довольно условно раздельной) буддистской, конфуцианской или даосской практике Чая.

Классификации чая

Классификация чая и чайных состояний в Китае была построена на системе У-син, описывающей круговорот пяти первостихий (огонь, почва, металл, вода, дерево). Эти же принципы заложены в китайской традиционной медицине и боевых искусствах. Посмотрим для примера на заваривание белого чая Белый пион. Белый цвет по У-син это цвет металла. Он является по своей природе твердым, холодным и пронизывающим. Соответственно, энергия белого чая охлаждающая, позволяет погружаться глубоко в суть, пронизывать что-то и наводить ясность. Это и есть энергия металла, энергия холода и ясности отсечения лишнего.

Каждый сорт и вид чая, каждый урожай, собранный на разных территориях, и вода обладают своей уникальностью. Вкус и состояние чая собрано из нескольких субстанций, таких как сам чай, наше внимание, вода, энергия стихии, которая присутствует в пространстве, и время. Время это момент, в котором и происходит чаепитие. Именно время самое тонкое и самое интересное для понимания в процессе чаепития. Высший уровень саморефлексии во время чаепития уловить пульс времени и себя в нем.

Если чаепитие подготовлено и проходит правильно, то появляется особый чайный поток, и участники могут более тонко наблюдать за изменениями в себе, чае, за переменами вокруг. Формальная часть на этом почти заканчивается: все собрались, познакомились, увидели друг друга, выпили одну, вторую, третью чашку. К третьей чашке может появиться эффект общего поля, сонастроенности, психологического и биоритмического резонанса. Все присутствующие уже в одном ритме пьют чай и общаются. С этого начинается коммуникация вокруг уже заданной темы или просто наслаждение чаем и его вкусом. Дальше участники пытаются уловить свое состояние и с помощью чая изменить его в лучшую сторону.

Специфика атмосферы чаепития еще и в том, что она во многом растворяет мысли, конструкты, установки из прошлого опыта человека. Что-то в этом растворении остается, а что-то всплывает из глубин сознания и требует внимания.

Многие воспринимают китайскую чайную церемонию как что-то слишком сложное, вычурное, экзотическое и театральное. Это не вписывается в повседневную жизнь. На самом деле китайская чайная церемония одна из самых практичных и прагматичных вещей, упорядочивающих сознание и мысли. Критерием обычно служит конечный результат, при наличии которого можно получить или распознать вкус, неуловимый в обычной жизни, он тоньше, глубже и, самое главное, именно он и дает состояние. Из горсти чая через вкус и общение мы распаковываем в себе целостное, наполненное состояние.

Что дает чайная церемония

Чайная церемония дает возможность почувствовать момент здесь и сейчас в общем потоке времени и перемен. Это очень ценное состояние и опыт, но говорить о нем довольно сложно, так как язык не может передать всего объема этих состояний и практик.

База структуры, ее фундамент это чайная доска. Любое здание, любое сообщество человеческое стоит на каком-то базисе. И сам человек имеет какой-то базис. Гармоничные формы, создающие предметную основу чаепития, чайная посуда. Поэтому посуда, ее тонкость и эстетика очень важны, не зря она является зачастую произведением искусства. Живое наполнение форм, река жизни в чаепитии это чай и вода. Как наше дыхание и внимание.



Петр Потопахин
Культуролог, методолог, игропрактик, основатель и концепт-директор «Института культурных стратегий»


17.07.2020 00:00:00
0
185

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!
Хотите, мы Вам перезвоним?


© Интернет-магазин «Колесо Жизни»
Принимаем к оплате: