Дружба с собой на сцене и в жизни

  • Дружба с собой на сцене и в жизни

Отношение к творческим людям в обществе противоречиво – от восхищения и желания подражать до зависти и отвержения. Сложнее всего быть творцом и реализоваться в творчестве женщине, причем не только на сцене, но и в жизни. Режиссер и актриса Люся Пономаренко поделилась с «КЖ» своим видением мужского и женского в искусстве, опытом проживания творческого кризиса и принятия своей женской роли.

Люся Пономаренко Режиссер, создатель театра AKTERSTVO

Какую роль сейчас играет образ мужчины и женщины в искусстве?,/p>

Это очень актуальный вопрос, потому что сейчас происходит размывание, стирание граней между мужчиной и женщиной. Есть человек. Чисто мужское или женское высвечивается в таких направлениях, как гротеск. Если это что-то пластическое, говорящее о душе, то мужское и женское высвечивается как чистая энергия, а не человек. Ведь мы знаем, что женская энергия может быть в мужчине, а мужская – в женщине. Мы можем эти энергии высмеивать, показывать с какой-то особой стороны, когда есть дисгармония.

В моем свежем спектакле «Дверь» как раз показана грань между мужским и женским. Метафорично между ними расположена дверь, и все мужчины – за дверью, а все женщины – в домике, в очаге. Очень разные энергии, потому что женщина – это окучивание, «ко мне, в дом», а мужчина, который гуляет между дверями, выбирает свой домик. Здесь ярко выражено мужское и женское начало, показано, как семья строится.

В современном европейском искусстве практически нет разницы между мужчиной и женщиной. Сексуальность почти не отображается. Если она и есть, то не как похоть. В основном непонятно, речь идет о мужчине или женщине, – больше о существе, о человеке в принципе.

Такой переход связан с запросом аудитории, трансформацией общества?

На мой взгляд, люди уже насытились показом чисто женской сексуальности, которая часто переходит в бурлеск. Это довольно примитивный уровень театра, уже не привлекающий людей. Когда же мы говорим о душе и о чем-то высоком, нет разделения на мужчин и женщин.

Один из мотивов моего спектакля «Цикл» – это изображение мужской и женской природы. В нем есть сцена, где женщина, как земля, выкатывается кубарем. Женщин много, они разные по возрасту и статусу, но это энергия, материя – они выкатываются в ряды, как прореженная земля. А мужчины выходят и засевают это поле. У мужчины задача – быть бесконечной вертикалью, которая творит, а у женщины – быть горизонталью, которая принимает. В сцене мужчина разбрасывает зерно и уходит, а женщина обволакивает это зерно телом, показывая, что дальше она будет плодоносить, как земля. Задача женщины – быть землей. Трепетной, терпеливой, всепрощающей, рыхлой – она не может зажиматься и не должна быть камнем, иначе она не сможет рожать, проводить что-либо через себя. Ее задача – проводить. Потом все женское превращается в огромное мировое дерево, которое рождает все человечество.

Когда-то я была закаменелой в своей социальной позиции, и мне было сложно понять, что я должна разрыхлиться, принимать и отдавать то, что мне дает мужчина или кто-то еще по вертикали. Тогда у меня еще не было ни мужа, ни ребенка. Но когда я все-таки это поняла, у меня как будто что-то взорвалось в голове!

Как с рождением ребенка поменялось ваше восприятие?

Все время беременности я готовилась к родам. Я думала о том, что не должна быть вертикалью, а должна быть мягкой, принимающей. Этот настрой мне помог и в легких родах, и после них. Когда родился ребенок, я поняла, что все природно – это такой бесконечный перформанс. Я сама наблюдала воочию за тем, что у меня происходит.

Сейчас мне немного грустно. Я понимаю, что женщина-творец ближе к вертикали. Такие женщины чаще одиноки либо отказываются от детей, мужей и проживают несчастливую судьбу. Ведь задача творца – сеять, создавать. Она мешает быть женщиной по горизонтали, принимающей. Поэтому я учусь переключать себя с социальной роли руководителя на роль жены и мамы. Когда я включаюсь в социальную роль, я думаю: «Нет, я творец, я могу соединять, сеять и в семью». Но когда не включаюсь, успокаиваюсь, мне не нужно ничего додумывать, и я понимаю, как должно быть. Да, я соединяю роли, но делаю сейчас это мягче, более созидательно.


Беседовала Полина Сидоренко

Продолжение интервью читайте в журнале «Колесо Жизни» №1, 2021 (137).

22.09.2021 14:05:43
0
560

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!
Хотите, мы Вам перезвоним?


© Интернет-магазин «Колесо Жизни»
Принимаем к оплате: