Александр Лобок – о мифологии смыслов и большой черепахе

  • Александр Лобок – о мифологии смыслов и большой черепахе

Свои мифы есть у каждого человека. Сквозь них мы смотрим на мир, они зашиты в нас, они прорастают сквозь все наши отношения. Мало кто задумывается об этом, но вот что говорит наш собеседник Александр Лобок: Если вам хорошо, если вам комфортно, если вас не трясет от всяких американских или русских горок, по которым вас бросает жизнь, то живите и наслаждайтесь жизнью. А вот когда вы переживаете кризис, это всегда знак того, что какие-то ваши мифологические основания себя исчерпали, значит, пора начинать с ними работать. Хотите узнать, как?

Александр Лобок

Практический психолог, психотерапевт, специалист по семейному консультированию.

Что такое миф в самом широком смысле?

Миф это то, что нас спасает. Миф это то, что дает нам надежду. Миф это то, что дает нам какую-то устойчивость в жизни, и с этой точки зрения совершенно не важно, насколько истинно или не истинно то, во что мы верим.

Вера это фундамент. Я говорю о той мифологии, которую создает каждый человек, а человек создает мифологию с момента своего рождения. Самый простой и самый очевидный миф для любого ребенка: его мама самая красивая, у него нет никаких сомнений в этом. И не приведи Господь, если это попробовать разрушить и сказать: Посмотри, а вот у кого-то мама красивее.

Ребенок воспринимает и свою маму, как абсолютно красивую, и свою семью до некоторого возрастного момента, как лучшую, и это тоже абсолютно необходимый миф.

Это некое убеждение?

Не просто убеждение, а вера, которая позволяет жить. Если вы верите в свою любовь, это вам позволяет жить, если вы верите в свои силы, это вам позволяет жить. Трагедия, которая происходит, например, во многих детских домах, это когда ребенку из семьи алкоголиков или наркоманов говорят:

Твоя семья это ниже канализации, забудь о них, теперь у тебя начинается новая жизнь. Это страшно, потому что у ребенка должна быть абсолютная вера в то, что у него классные родители. В это мы обязаны верить, даже если они алкоголики. Нам нужны эти фундаментальные опоры, которые только и позволяют нам жить.

Собственно говоря, человек на протяжении всей жизни только и пытается найти те некие условные опоры, которые позволяют ему жить, найти человека, в которого можно влюбиться наотмашь. Что значит влюбиться наотмашь? Сказать, что это лучший человек в мире? Объективно нет, а субъективно да.

Человек по сути своей субъективное существо. Не может быть единой истины на всех, мир как раз и хорош тем, что наполнен разными субъективностями. Именно потому он разноцветен, это мир, которым можно бесконечно путешествовать. А вот когда мы начинаем биться за истину, когда мы начинаем уверять других, что моя истина должна принадлежать всем, начинается война, которая разрушительна.

Миф это ценность ровно до того момента, пока я не начинаю свой миф вдавливать в чужие мозги, навязывать его другим. Если я люблю прекрасную девушку и начинаю кому-то доказывать, что она самая лучшая, а его девушка ни на что не годится, это уже начало войны. То есть как только миф превращается в идеологию, он становится губительным. Это может быть религиозная идеология, политическая идеология, психологическая идеология.

Например, муж начинает навязывать жене свои ценности как абсолютные и изо всех сил доказывает, что ценности его жены ничего не стоят. А ведь когда встречаются мужчина и женщина из разных ценностных систем, когда между их мифологическими системами начинается диалог, когда они начинают друг в друга вслушиваться и понимать, что существуют эти разные ценностные системы, то это классно. Но как только я пытаюсь все ценностные системы подчинить себе, сказать, что моя мифология вовсе не мифология, а правда, тогда начинается катастрофа.

Человеку нравится быть носителем истины, и вот он сам себя в этом уверяет. Это гордыня как минимум. Миф это что-то такое не абсолютно истинное. В этом плане наука может быть насыщена мифами, которые могут быть и продуктивными, и деструктивными, особенно когда у мифа появляется сила, с помощью которой он начинает разрушать другие мифы.

А разрушаются ли мифы, насколько это частое явление?

У каждого человека идет психологический процесс формирования индивидуальной мифологии. Это все равно что индивидуальный запах человека, это его индивидуальная система ценностей. И она развивается и меняется только одним-единственным образом когда человек становится философом собственного мифа, когда он начинает о своем мифе размышлять. Человек имеет право на философское осмысление собственной мифологии и ее развитие. А вот когда ему начинают какую-то мифологию навязывать как некую идеологию, его собственное мифологическое поле разрушается, он становится зомбированным обладателем истины, и это страшная ситуация. У одного человека одна истина, у другого другая, и эти истины начинают жестоко друг с другом воевать, потому что возникает жажда подчинить всех своей истине.

Влияют ли мифы на историю, была бы история другой, будь у нас другие мифы? Смотрите, у каждого своя вера, своя истина...

Стоп-стоп, я сказал, что у каждого своя мифология. Как только человек сказал слово истина он попал в ловушку. Потому что истина это попытка навязать свой миф другим.

Вы влюблены? Представьте, ваша мама смотрит на вашего избранника и говорит: Да в нем же ничего нет, я не понимаю, что ты в нем нашла! Она пытается объективистски, с позиции истины, опровергнуть вашу мифологическую потребность в любви. Для меня мифологическая потребность в любви всегда неизмеримо выше истины. То есть нельзя субъективную потребность уничтожать с помощью какого-то представления об истине.

Истина это ловушка, истина это вход в идеологию, это попытка всех подогнать под некое однозначное понимание устройства мира.

Если говорить об устройстве мира, то очень давно люди думали, что земля стоит на трех черепахах...

Можно сразу возразить? Думали по-разному. Это в школе говорят, что люди так думали. Упомянутое представление людей о том, что Земля стоит на трех черепахах, это не буквальная конструкция мира, она гораздо более сложная. Это про что-то совершенно другое: в основании мира, фундаментальном основании мира есть черепаха, как некое принципиальное спокойствие, потому что фундаментальная особенность черепахи это медленное спокойствие.

Мы нервничаем, дергаемся, куда-то бежим, строим какие-то замки, иллюзии, но в основании всего мира находится черепаха, он только за счет этого и держится. Вы понимаете, что я говорю не о том, что Земля натурально стоит на черепахе, а о чем-то существенном, о чем-то совершенно другом. И я готов говорить о том, насколько глубока мудрость тех людей, тех культур, которые создали такой образ некоего фундаментального спокойствия.

Это то, что близко разным мудрым восточным книгам: перемены происходят, но фундамент остается незыблемым. И это, если угодно, метафора самого мифа, потому что мы приобретаем новые знания, мы достигаем новых целей, а какой-то лежащий в основании нас миф остается незыблемым. Ваш психологический миф. Невероятно важно найти это ваше мифологическое основание вашей психологии вашу внутреннюю черепаху.

Вот смотрите: существует такая распространенная психоаналитическая точка зрения, что для решения психологических проблем человека надо докопаться до его детских психологических травм, а потом эти травмы преодолеть. Я предлагаю совершенно другое я предлагаю докопаться не до травм, а до этих черепах, на которых стоит мир каждого человека. У каждого человека есть своя глубинная черепаха, и в этом плане я настаиваю на том, что мир стоит на черепахе это гениальная идея. И то, чем я сейчас занимаюсь, это реабилитация мифа. Но Боже упаси, если я буду бороться за это как за истину Все, вносим во все учебники, что мир стоит на черепахе!.

Конечно же, мы с вами говорим о некоторой метафоре, и именно поэтому я говорю, что у всех есть своя черепаха у меня, у вас. И это то, что дает базовую стабильность нашего существования при всех жизненных штормах, когда мы удерживаемся от срывов, когда мы почему-то выживаем в адски сложных ситуациях, когда находим в себе силы выходить из кризисов: нас спасает эта глубинная психологическая черепаха.

Миф живая конструкция, в которой можно создавать какое-то собственное состояние смысла. Смысл очень важное слово в мифе. Миф дает смысл: смысл жизни, смысл истории, и когда я создаю собственное поле смыслов, это дает мне импульс для движения. Например, это смысловое поле лежит в основе любой религии.

Как оградить себя от влияния чужих навязываемых мифов?

Для меня это некие стратегические образовательные системы. Развитие мышления. Я давно занимаюсь развитием альтернативного образования, смысл которого заключается в том, чтобы человек не был рабом того или иного знания, той или иной идеологии. Обратите внимание, что до сих пор

1 сентября День знаний, а что такое знание? Знание это инструмент манипуляции. Для меня школа завтрашнего дня начнется тогда, когда 1 сентября станет не Днем знаний, а Днем мышления, Днем личности, Днем суверенного права человека быть собой. Образование, по большому счету, это когда человек становится собой. Что является корнем слова образование?

Существуют ли конкретные правила и рекомендации, чтобы правильно сформировать свою мифологию?

Честность. Важно научиться работать со своим мифом честно. И еще очень важно внимание, я сейчас скажу очень странную вещь! свой миф любить. Это может показаться странным, потому что очень распространена ситуация, когда человека бросили: девушка или парень ушли к другому, к другой. Что очень часто в этой ситуации делают люди? Начинают своего бывшего, бывшую изо всех сил костерить, ругать и обвинять. Парадокс в том, что вы начинаете таким образом расправляться со своим бывшим мифом, и он вам мстит.

Если вы называете человека, которого еще вчера любили, негодяем, тем самым вы унижаете свой собственный прошлый выбор и тем самым подрываете веру в самого себя. В том-то все и дело, что очень важно уметь выходить за границы своего мифа, продолжая его любить, но понимая его ограниченность.

Здесь требуется некоторая снисходительность. Вы уже видите ограниченность этой вашей встречи и понимаете, что вы ее переросли, что на самом деле ваш внутренний миф больше, чем тот человек, на котором вы залипли, но это не значит, что все, что у вас с ним было, плохо. Были полеты, были мгновения радости это все должно в вас остаться. То есть надо уметь продолжать любить тот миф, за границы которого вы выходите.

И то же самое относится к развитию исторического, культурного мифа. Раз единица. Соответственно, образ это что такое? Это нечто, объятое нашем взглядом. Когда мы говорим образование материков и океанов, что мы имеем в виду?

Вопросы задавала Юлия Паламарчук.

Полная версия интервью опубликована в журнале-тренинге Колесо Жизни 20146 (80).



01.03.2019 00:00:00
0
56

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!
Хотите, мы Вам перезвоним?


© Интернет-магазин «Колесо Жизни»
Принимаем к оплате: