Систематическая ошибка выжившего: в бизнесе только успешные

  • Систематическая ошибка выжившего: в бизнесе только успешные
В этой статье вы узнаете:
  • На основе чего мы делаем выводы,
  • Что такое систематическая ошибка выжившего, примеры,
  • Почему бизнес не идет и причем тут закон ошибки выжившего,
  • Как избежать ошибки выжившего в бизнесе и в быту,
  • В чем секрет успеха и чем он может быть вреден.

Слыхали, Ванька большим человеком стал? Бизнес у него, как по маслу идет, такими деньжищами воротит. А ведь в школе двоечником был. И вон Сашка тоже уроки прогуливал, теперь же профессор, по заграницам с конференциями ездит. Видимо, не обязательно было на пятерки учиться, чтобы в жизни хорошо устроиться!, сетует одна бабуля на скамейке, а остальные ей поддакивают. Знаете, мы и сами порой, как эти бабули: вырываем из контекста факты, что хотим увидеть подчеркиваем, а чего не хотим вычеркиваем.

Простой вопрос: чего не хватает для полноты картины? Верно: озвучить сколько двоечников живут обычной среднестатистической жизнью, сколько спились, сколько сидят у разбитого корыта, а также не забыть обозначить уровень, на котором находятся отличники и хорошисты. Лишь после этого делать выводы, насколько успеваемость в школе коррелирует с успехом во взрослой жизни.

Этим лирическим отступлением я хочу подвести тебя, дорогой читатель, к интересному феномену, которым насквозь пропиталось наше мышление систематическая ошибка выжившего. Если о такой не знаешь познакомлю, а если уже знаком замечательно, тем проще будет понять, как она мешает в развитии человека и его дела, бизнеса.

Незамеченная мудрость ошибок

Термин систематическая ошибка выжившего в бизнесе возник благодаря неугомонным аналитикам, что задавались вопросом, почему бизнес-тренинги и книги-учебники от успешных предпринимателей имеют низкую эффективность. На первый взгляд кажется, что они должны быть питательным дождем, после которого, как грибы, проросли бы десятки-сотни-тысячи процветающих предприятий. Увы, статистика говорит об обратном, что и привлекло внимание к проблеме. Исследуя ее, специалисты обнаружили корень зла в таком когнитивном искажении (сбой в мышлении, мешающий воспринимать действительность): человек делает выводы исходя из доступной информации, совершенно не принимая во внимание, что может быть другая, противоположная информация.

Природу этого искажения иллюстрирует исторический факт. Вторая мировая, американские военные решают усилить броней своих бомбардировщиков, поскольку с миссий возвращается меньшинство, да и те с повреждениями. Обшить весь самолет не вариант дорого и тяжело для маневренности. За помощью обратились к ученому Абрахаму Вальду. Изучив вернувшихся, он составил карту зон с пробоинами: больше всего попаданий по фюзеляжу, хвосту и крыльям, а минимум по баку и двигателю. Кажется логичным забронировать места с наибольшим количеством повреждений. Вальд возразил: если с ними самолет возвращается на базу, значит они не критичны! А пробоины в баке и двигателе губительны, значит их и нужно укрепить, чтобы повысить выживаемость. Данное инженерное решение подтвердилось, когда находили сбитые самолеты.

Это и есть иллюстрация феномена. Парадокс ошибка выжившего, на примеры богат. Вот еще один, хрестоматийный: благодаря случаям, когда дельфины выталкивали тонущих на берег, сложилось мнение об их добросердечном отношении к человеку. Однако неизвестно скольких людей дельфины погубили их жертвы не могут рассказать о жестокости морских обитателей. Также и с двоечниками: когда у плохого ученика жизнь не сложилась он находится в слепой зоне, вне внимания, а вот если он добился высот, стал известным, то и формируется заблуждение, что нет смысла учиться на отлично.

Почему бизнес не идет

Возвращаемся к предпринимательству. В книге Мудрость ошибок Дж. МакКонехи и Л. Вайнциммера приводится классификация распространенных промахов владельцев крупных компаний, в частности:

  • неверная или непродуманная стратегия, так сказать проект на салфетке,
  • несбалансированные инструменты - неспособность отказать клиенту и ориентация лишь на эффективность, превращение товаров/услуг во все в одном,
  • личные издержки по типу выгорания, недостатка знаний,
  • менеджмент, приводящий к драматическим последствиям, например, когда босс строго принимает позицию деспотичного лидера или начальника-опекуна, пресекает (а не разрешает) любые конфликты в коллективе.

Отдельного внимания стоит еще одна причина, почему не идут дела в бизнесе, она кроется именно в вышеозвученном феномене. Начинающие или неудачливые деловары ищут наставников, да не абы каких, а покруче, с миллионными доходами. Слушают их с открытыми ртами: как управлять крупной компанией и многочисленным коллективом, как позиционировать бренд, построить маркетинг, бороться с конкурентами&hellip, А что имеют на выходе? Печальную статистику: около 90% ЧП банкротятся или закрываются в первые 1-4 года. Соответственно, изучая истории успешного ведения дел, видим только выживших, а это порядка 10%!

По аналогии, на что они укажут? На свои пробоины? А расскажут ли о жизненно важных зонах, где не было пробоин, а значит нет знания о необходимости эти зоны укреплять? Возможно кто-то и расскажет. В основном же в специальной литературе, на семинарах и в интервью пестрят истории побед миллионеров, их правила жизни, кредо, привычки, расписание дня и чуть ли не подробное меню&hellip,А возможно ли достигнуть тех же высот, даже если идти нога в ногу за своим гуру? Учиться нужно не только на успешных примерах. Учиться нужно и на ошибках! Желательно на чужих. Анализ невыживших это и подводная часть айсберга, и вторая сторона одной медали, и те мелочи, в которых кроется дьявол.

Когда в паре абсолютно идеальные отношения, волей-неволей думаешь, что и в общем деле тоже все будет идеально. И это ошибка номер раз, признаются предприниматели, основатели hadu: original club Алла Лаврентьева и Игорь Джебян. Бизнес сложный механизм. Знал бы, где упал, соломку постелил. И да, болезненно осознавать, что накосячили. С планированием, анализом, распределением ресурсов. С четким разграничением ответственности, позиционированием, продвижением&hellip,Есть множество историй выдающихся людей о достижении успеха. Есть и об ошибках, но их критически мало. Поэтому, анализируя просчеты, стараемся делиться. В частности, если говорить о специфике ведения семейного бизнеса, пришли к таким выводам: 1) необходима постоянная самодиагностика всех аспектов ведения дела, в том числе образа мышления и знаний, 2) если в личных отношениях тандем идеален, не строить иллюзий, что и в бизнесе будет также, 3) важно четко разделять ответственность, ведь если партнер помидорчик, не ожидайте от него выполнения задач, которые под силу только огурчику, 4) таки да, плохого опыта не бывает: теперь мы знаем 200 способов, как эта лампочка не горит, 5) нужно пристальнее изучать промахи других, чтобы обойти хотя бы некоторые грабли.

Как избежать ошибки выжившего в бизнесе и в быту

Самое интересное, по жизни, чаще всего, мы неосознанно подвергаемся данному когнитивному искажению. Почему об определенных обстоятельствах перед нашим взором оказывается только одна часть информации? С одной стороны, из-за того, что ее носители в прямом или переносном смысле выжили и смогли ее распространить (как самолеты, вернувшиеся на базу или утопающие, спасенные дельфинами). В то время как носители другой части информации не обнародуют ее либо потому, что погибли, либо же оттого, что им это не выгодно, не интересно или просто никто не спросил. Какая бы ни была причина, ваша задача попытаться воссоздать полную картину.

Вот первый и главный совет, как не допустить ошибку выжившего: зная о феномене, старайтесь всегда интересоваться, почему кто-то не выжил, почему что-то не сработало, почему дела ухудшились, какие были кризисы, что было слабым и сильным звеном, какова причина банкротства... Если ее нет на поверхности, копайте глубже, выискивайте, добывайте, оно того стоит. Не лишним будет изучить опыт предпринимателей, которые не прогорели, но вместо того, чтобы кататься на бизнес-телеге, вынуждены тянуть ее на себе.

Второй момент. Вспомните: не нужно бронировать весь самолет это дорого и малоэффективно. Если обнаружили пробоины, проанализируйте, ведут ли они к критичным результатам или с ними можно летать, а средства лучше направить на усиление жизненно важных зон.

Еще совет от Пола Кэрролла из книги Уроки ценой в миллиард долларов: чему вас могут научить самые непростительные коммерческие неудачи за последние 25 лет. Автор изучил опыт более 700 компаний, на основе чего делится полезной информацией о ведении бизнеса. В частности, вспоминает поговорку лучшее враг хорошего и советует руководителям ориентироваться на тех, кто занимает твердую позицию на рынке, а не тех, кто поднялся еще выше и срывает звезды. По его наблюдениям, секрет успеха первых в трудолюбии и грамотной стратегии, а секрет вторых в везении и случайных удачных стечениях обстоятельств, которые невозможно взять себе на вооружение.

Тут будет размещена реклама

Чем могут навредить истории успеха

Чтобы не ввести в заблуждение, хочется подчеркнуть: избегание ошибки выжившего не должно приводить к тому, что вы вовсе откажитесь от изучения историй побед, бизнес-книг и бизнес-тренингов. Они нужны, важны и полезны! Вот только изучать их нужно, включая критическое мышление. На что обратить внимание:

  • Биографии миллионеров и описания их карьерного роста могут быть причесаны и очищены от невыгодных эпизодов,
  • На актуальность рекомендаций для вашего времени, региона, менталитета и ценностей целевой аудитории,
  • На причину и следствие тех или иных событий в опыте успешных лидеров. Например, что сначала предприниматель имел связи, благодаря которым раскрутил проект, а не развитие проекта дало ему выгодные связи.

Да, и еще одно: будьте осторожны с убеждениями, что бизнес это просто, доступно и в нем может преуспеть каждый. Столь опасное заблуждение искажает восприятие действительности и оценку рисков. И знаете откуда оно берется? Из той же самой систематической ошибки выжившего. Как метко заметил журналист Дэвид Макрэйни, консультационный бизнес это монополия, которой управляют выжившие, те, кто добился высот. А невыжившие или не подают голос, или его намеренно приглушают до нуля. К счастью, эта ситуация меняется, все больше и больше люди не боятся, не стесняются и не жадничают признаваться в своих ошибках на широкую публику, дабы другие могли обойти эти подводные камни.



Евгения Рудницкая
Журналист, путешественник


20.10.2020 00:00:00
0
164

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!
Хотите, мы Вам перезвоним?


© Интернет-магазин «Колесо Жизни»
Принимаем к оплате: