Психологические хитросплетения: почему сапожник без сапог

  • Психологические хитросплетения: почему сапожник без сапог
В этой статье вы узнаете:
  • Происхождение поговорки Сапожник без сапог
  • Взгляд на босого сапожника с современной точки зрения
  • Причины проблемы сапожника без сапог и варианты решения
  • Может ли быть без сапог психолог, коуч, бизнес-тренер
  • Взгляд на проблему с ракурса гештальтпсихологии

Говорят, раньше обувных дел мастер босой ходил оттого, что слишком хорошие черевики шил. Сделает себе пару красную, да неделю в ней не проходит, как его просят продать ботиночки, уж больно хороши они. Что поделать продает жалко, но ничего, сделает себе другие, еще лучше, еще краше прежних. И так раз за разом, а ведь шить-то долго и тяжко, да и других заказов по горло, вот пол жизни в старых лаптях и ходит. Потому определение сапожник без сапог в прежние времена комплиментом было. А нынче-то как?

Поговорка эта давно превратилась в отговорку. Ее используют, как шутливую отмазку, оправдание собственной лени, неорганизованности, порой даже безответственности и непрофессионализма.

Хо-хо, разводит руками дизайнер, не судите строго за бардак, это у меня творческий беспорядок. Хи-хи, даже народная мудрость говорит: сапожник без сапог&hellip,. А представьте подобный бардак у психолога, только не в офисе (или доме), а в голове&hellip, Нет! Как бы не так! Промышленная революция постаралась на благо человечества дабы мы совершили прыжок от ручного труда к машинному, чтобы быт и труд мастера облегчить. Теперь нужно больше работать над собой и своей одежкой, по которой встречают! Тем более в эпоху разгулявшихся рекламы, пиара и личного брендинга, в эру высокой конкуренции и разбалованных потребителей быть босым сапожником как-то не комильфо.

Как стать успешным и найти время на себя

Чтобы мы лучше друг друга понимали, давайте расставим точки над ё. Говоря сапожник имеем в виду мастера, профессионала, гуру своего дела от ремесленников и деятелей искусства до учителей и программистов. Говоря сапоги имеем в виду плоды труда этого мастера (у швеи платье, у музыканта соната, у футбольного тренера умение его ученика играть в футбол, у психолога душевное равновесие и так далее).

Когда говорим: славному сапожнику негоже быть босым, имеем в виду, что правила игры современного мира требуют уделять время и себе любимому. Особенно, если мастер стремится стать успешным и в работе, и в личной жизни. А чтобы понять, как этого достигнуть, углубимся в причины возникновения проблемы. В какой из них узнаете себя, а в какой специалиста, к которому обратились за товаром или услугой?

Мастер не всегда имеет то, что умеет. Почему и как это исправить?

Типичные причины, почему у профи нет того, чем он в избытке обеспечивает других, варианты решения:

  • Проблема: Нет времени.
    • Решение: изучить принципы тайм-менеджмента, внедрить их так, чтобы структурировать свой график и ежедневно/еженедельно уделять себе необходимое время (зависит от профессии). Помогают специальные приложения тайминга на смартфон.
  • Проблема: Работа утомляет, надоедает и не хочется ею заниматься во внерабочее время. Профессиональное выгорание.
    • Решение: творческий подход. Если нет возможности воплотить его на работе, то для себя уж точно можно позволить такую роскошь. Добавить разнообразия в повседневный быт и по-разному проводить выходные. Проблема многогранна и глубока, полезно обсудить ее с близкими, с психологом.
  • Проблема: Человек не хочет или отвык делать бесплатно себе то, что делает другим за деньги.
  • Проблема: Специалист не доверяет другим мастерам, не может сам себе сделать то, что делает клиентам (зубной врач, гинеколог, костоправ).
    • Решение этих двух проблем: честно признайтесь, зачем вам сапоги. Если для профессионального развития, то нужно брать волю в кулак и делать! Если же для личного комфорта и на самом деле не обязательно делать самому, то подумайте о делегировании и найдите адекватного сапожника.
  • Проблема: Лень и откладывание на потом, потому что подождет.
    • Решение: ищите мотиватор, дополнительно хвалите себя и поощряйте после того, как сделаете себе сапоги. Но учтите, зачастую это бич не столько профессиональный, сколько психологический, избавляйтесь от него комплексно. Разберитесь в природе своей лени и в привычке откладывать жизнь на полку, затем непременно решайте эти недостатки, они отравляют жизнь. Если самостоятельно анализировать, рефлексировать не получается, обратитесь за помощью к психологу или доброму другу.
  • Проблема: Мастер делает себе на так-сяк, мол, переживу, перебьюсь. Или наоборот для себя любимого корпит, впадает в перфекционизм, ищет лучшие материалы.
    • Решение: пересмотреть самооценку, отношение к своему труду и времени. Снова-таки, с точки зрения психологии ищите, где собака порылась, возможно так проявляются комплексы или фобии.
  • Проблема: Криворукий мастер. Сам себе не способен сделать хорошие сапоги, а плохих не хочет, и к другому сапожнику не обращается.
    • Решение: что тут скажешь или поднажмите на улучшение квалификации, или меняйте специальность.
  • Проблема: Сапожнику не нужны сапоги.
    • Решение: подумать, а проблема ли это, мешает ли как-то профессиональному развитию. Например, человек изготавливает одежду и аксессуары для животных, но сам не намерен заводить питомца, поэтому спокойно обходится без этих вещей. А вот если визажист представляет собой икону натуральной красоты, крайне редко делает укладку и макияж - такое клиенткам вряд ли понравится.

Может ли быть без сапог психолог, коуч, бизнес-тренер

А вы как думаете? Стоит ли доверять босым специалистам? Ну, предположим, дизайнер может позволить себе беспорядок в офисе, дворник беспорядок в собственном доме, парикмахер беспорядок на голове... это же не влияет на то, как они делают свою работу. А может ли психолог позволить себе беспорядок в своей голове, помогать другим, имея психологические проблемы? Может ли коуч или автор развивающего тренинга брать под крыло клиентов, не разобравшись в собственной жизни?

Однозначного ответа нет, увы. С одной стороны, задача специалиста посмотреть на потребность клиента сверху, оценить ее беспристрастно. Затем, исходя из теоретических знаний и практического опыта, подобрать индивидуальный сценарий решения вопроса будь то шитье платья, программа похудения или преодоление депрессии. Поэтому хороший психолог должен абстрагироваться от личных переживаний и переключиться на проблему пациента.

В каком случае нежелательно работать с босым специалистом по мозгам?

  • Если у него такие же проблемы, как у вас, и он с ними не справляется.

Но не путайте прошлое с настоящим. То, что человек когда-то столкнулся с трудностями, допустил ошибку и решил ее, а сейчас говорит, что так делать не надо значит, сделал выводы и советует избежать граблей. Коуч, который был стеснительным и нерешительным, но победил эти изъяны и теперь учит других уверенности - это уже не босоногий сапожник, а хороший сэнсэй. Также и психолог, у которого есть личный опыт успешного преодоления фобий, станет мудрым помощником, лучше поймет человека, оказавшегося в той же лодке. Тренер по самообороне, который когда-то стал жертвой хулигана, даст ученикам больше, чем тот, кто не имел подобного опыта.

  • Если специалист осознает, признает и оправдывает свою босоногость. Например, диетолог говорит: Я такая полная потому, что всю себя посвящаю людям, а собой заняться некогда, но как-только мне нужно будет, тут же сброшу вес. Круто, конечно, но! Это минус с точки зрения маркетинга и пиара. Это минус для человека лично. Можно было бы дать плюс за в большую практику&hellip, но в данном примере разве практика будет полноценной, без личного опыта, когда сам не прошел то, что других делать заставляешь?!

Сапожник без сапог нынче антиреклама. Чтобы быть успешным, не жалейте времени на себя, делайте себе достойные сапоги - это эффективный прием самопиара: вот я сделал хорошо себе - могу и тебе.

Гештальт-взгляд: да не нужны ему свои сапоги! Это профлексия

С детства нас воспитывали относиться к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Когда маме становилось холодно, она укрывала пледом ребенка. Когда папе хотелось поиграть в Морской бой, он дарил игру своему чаду. Для объяснения данного явления гештальтпсихология использует термин профлексия. Как вы уже поняли, профлексия - это когда человек делает другому то, что хотел бы получить для себя. Часто даже не осознавая, что мотивом поведения является надежда на симметричный ответ.

Столь безобидное правило вежливости и заботы у некоторых людей выливается в патологию: не могут напрямую сказать, чего хотят, в чем нуждаются, а пытаются попросить об этом только намеками. Причем тут босой сапожник? Возможно, когда человек выбирает профессию или хобби, он неосознанно руководствуется глубинной потребностью в тех результатах труда, которые решает давать другим. Поэтому ему не нужны свои собственные сапоги! Ему хочется дать их кому-то, чтобы в ответ получить другие и/или уважение. Но люди, ведь, не телепаты, намеки мало до кого доходят, вот и получается мастер для других старается, но от них ничего не получает (финансовая прибыль в данном контексте второстепенна).

Читайте также: Психология это наука: как выбрать психолога

Приведем пример: стремление делать массаж (за деньги или просто так), помогать в психологических трудностях (по работе или в быту), угощать всех вкусняшками (будучи поваром или домохозяйкой) это может быть завуалированным посылом обществу а теперь ты мне сделай так же. Речь не только о результатах профессионального труда, ведь вокруг так много бытовых сапожников по типу: на работе инженер, а вне работы рисует картины на подарки, на работе визажист, а вне работы животных лечит или наоборот.

Так давайте же будем внимательны друг к другу! Присмотримся к близким сапожникам, оценим их труд: Хорошие сапоги, надо брать!, заглянем в душу и подарим в благодарность свои черевички.



Евгения Лисицына
Журналист, путешественник


25.10.2019 00:00:00
0
75

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!
Хотите, мы Вам перезвоним?


© Интернет-магазин «Колесо Жизни»
Принимаем к оплате: